В непрофессиональных шахматах (например, в школьном шахматном кружке) отношения между тренером и подопечными складываются по традиционной педагогической схеме: «учитель — ученик». Авторитет тренера обусловливается его более высоким классом игры, лучшим знанием теории шахмат и жизненным опытом.
Более сложные и далеко не столь однозначные отношения наблюдаются в среде профессионалов. Здесь тренер и подопечный примерно равны по классу игры или подопечный даже несколько превосходит своего наставника по этому показателю.
Отмеченное отставание, как правило, компенсируется поучительным жизненным опытом тренера, пониманием психологических особенностей шахматного противоборства, наличием специальных знаний (например, большой осведомленностью в определенном дебютном варианте) и другими факторами.
В профессиональных шахматах вместо вектора подчинения по вертикали — от учителя к ученику — более полезен и желателен равноправный творческий союз шахматистов-единомышленников, некое своеобразное содружество коллег.
В идеале — это творческое объединение людей, стремящихся к достижению единой цели и относящихся друг к другу с уважением, симпатией и доверием, а также терпимостью к житейским мелочам. Это означает свободу в высказывании различных мнений и допущение взаимной критики. В общем, это то, что можно назвать дружеской демократией.
В качестве примера скажу о «трио» — Б. Спасском, И. Бондаревском и Н. Крогиусе (в 1968—1969 гг. — при подготовке и участии Спасского в матче с Петросяном) и «диаде» — Ю. Балашове и В. Купрейчике.
Как показал опыт, при сотрудничестве шахматистов высокого уровня полезно сочетание неодинаковых творческих подходов к игре. В конструктивном диалоге разных мнений чаще рождается истина. Укажем на содружества М. Ботвинника с В. Рагозиным, А. Карпова с С. Фурманом, С. Глигорича с Д. Велимировичем и др.
Официально на высшем уровне тренеры появились в 30-е годы прошлого века. В 1935 году, в матче на первенство мира с Алехиным голландскому чемпиону М. Эйве помогали гроссмейстеры С. Флор и Р. Файн. В матч-реванше между теми же противниками (1937) А. Алехин выбрал тренером гроссмейстера Э. Элисказеса.
Постепенно персональные тренеры стали появляться и у менее именитых шахматистов. Так, например, на 27-е первенство СССР (Ленинград, 1960 г.) все двадцать участников прибыли на турнир с тренерами.
В последующие годы у ведущих шахматистов заметно расширился круг помощников. В 1969 году Б. Спасский играл матч на первенство мира с двумя тренерами, матч 1972 года — с тремя. На состязаниях А. Карпова с В. Корчным (1978 и 1981) и Г. Каспаровым (1984-1990) уже у каждого из соперников были бригады помощников.
Вряд ли такое многолюдье целесообразно, поскольку продуктивное творческое общение у играющего возможно лишь с одним или двумя тренерами. Остальные составляют малополезную для шахматной подготовки свиту.
Успех дела во многом зависит от отношений между тренером и подопечным. При анализе этих отношений необходимо учитывать специфику взаимозависимости тренера и подопечного, определяемой шахматной практикой.
В отличие от футбола и других спортивных игр, где тренеру принадлежит главная роль в решении всех важных вопросов, в шахматах высшего уровня картина обратная.
Фактически главной фигурой в диаде является игрок. Тренер зависит от воли подопечного, и это создает определенный психологический барьер в их отношениях. Тренер может быть уволен или сам может уйти в отставку. Игрок же всегда сохраняет свои позиции. Остановимся на отношениях тренера к игроку. По-разному складывались судьбы тренеров. Имеются примеры «однолюбов», которые не «за страх, а за совесть» длительное время помогали какому-то одному шахматисту. Это А. Кобленц у М. Таля, В. Рагозин и Г. Гольдберг — у М. Ботвинника, А. Сокольский — у И. Болеславского, Е. Коган — у Е. Быковой.
Другие работали с разными подопечными. Так, С. Фурман тренировал Д. Бронштейна, М. Ботвинника, В. Корч- ного, И. Левитину и лишь позднее искренне привязался к А. Карпову. А И. Бондаревский до Б. Спасского трудился с П. Кересом, Е. Геллером, В. Смысловым.
Наконец, третьи, будучи типичными «ландскнехтами», на хороших условиях готовы были сотрудничать с любым. Но и они работали, как правило, добросовестно. Хотя духовной близости с большинством подопечных у них не было, они не халтурили, видимо, помня о вышеупомянутой зависимости тренеров.
Редкие исключения все же были. Так, например, И. Ней, будучи одним из тренеров Б. Спасского на матче с Р. Фишером (Рейкьявик, 1972), начал комментировать партии этого соревнования для американской прессы. Причем ни Б. Спасского, ни коллег-тренеров он об этом не известил. И. Ней был немедленно отправлен домой.
Расскажем об отношении игрока к тренеру. Известно множество положительных отзывов шахматистов о работе своих тренеров. Так, А. Карпов неоднократно выражал благодарность С. Фурману, М. Чибурданидзе — Э. Гуфельду, А. Грищук — А. Быховскому, Руслан Пономарев — М. Пономареву. С теплотой вспоминаю выступление Б. Спасского после завоевания им мировой шахматной короны в 1969 году. Он высказал большую благодарность И. Бондаревскому и автору этих строк.
Однако немало и противоположных примеров. Конечно, есть случаи вполне обоснованной критики тренеров. Что есть, то есть. Но мы сейчас остановимся на примерах несправедливого отношения шахматистов к своим наставникам. Подобные истории в большинстве своем весьма поучительны.
Немотивированное негативное поведение игроков имеет свои глубинные психологические корни. Это, во-первых, широко распространенный среди шахматистов эгоцентризм. Индивидуальный характер игры порождает повышенную направленность сознания на себя.
При этом помощь тренера нередко занижается или вообще не учитывается, поскольку она не находит ясного отражения в каких-либо конкретных результатах. Действительно — очки и половинки тренер непосредственно не добывает. А советы, данные при подготовке, редко со 100-процентной точностью «попадают в цель».
Поэтому оценка деятельности тренера со стороны игрока бывает весьма субъективной.
Во-вторых, в сознании игрока неизбежно присутствует мысль о зависимом, подчиненном положении тренера. Часто именно на линии «господство—подчинение» строятся отношения между игроком и тренером.
Негативное отношение шахматиста к тренеру реализуется по трем основным направлениям.
Первая и, наверное, главная несправедливость по отношению к тренеру — это обвинение его во всех неудачах и просчетах игрока. Тренер становится «козлом отпущения», а подопечный приобретает образ Б. Ельцина, о котором А. Караулов сказал, «он не умел плохо относиться к самому себе, т. е. у него всегда находились виноватые».
Обратимся к матчу на первенство мира между Ботвинником и Бронштейном (Москва, 1951). Матч закончился с ничейным результатом — 12:12, и М. Ботвинник сохранил звание чемпиона мира. Кульминацией противоборства стала 23-я партия. В эндшпиле, продемонстрировав высокое мастерство, М. Ботвинник победил и сравнял счет. В последней, 24-й партии Д. Бронштейну необходимо было выиграть, но он играл сумбурно и после дебюта оказался в худшей позиции. М. Ботвинник предложил ничью (с позиции силы), которая была принята.
Тренерами Д. Бронштейна были И. Болеславский, А. Константинопольский и С. Фурман, высокая профессиональная репутация которых общеизвестна. Расскажем о том, как складывались их взаимоотношения с Д. Бронштейном.
Вот что писал Д. Бронштейн: «А то, что я плохо разыгрывал отложенные позиции, в этом большая доля вины моих секундантов, выбор которых был очень неудачен».
«Может, я и выиграл бы, но ведь мне даже не давали играть мои любимые дебюты. Ни староиндийскую, ничего! Так было и на предматчевом сборе: какой вариант секундантам ни предложу, они сразу — нет, против Ботвинника это не годится. Не готовили меня, а только пугали, то нельзя, это нельзя».
«А 19-я, которую я проиграл? Я хотел пожертвовать коня, но они сами говорят: нет-нет, это не так ясно. До сих пор не понимаю, чего там неясного, прямо гипноз какой-то...
Там элементарная ничья. И я видел это. Уговорили играть какой-то другой вариант, и я проиграл».
В этих сентенциях, неправдоподобность которых бросается в глаза, Д. Бронштейн хочет представить себя какой-то жертвой в руках опытных демонов-вредителей, игрушкой, подпавшей под чары чужой воли.
В этом же ключе описание 24-й партии: «Взять даже последнюю партию: играй я сам, наверное, я бы выиграл. Вся идея моих секундантов была в том, что надо готовить варианты, а я хотел с Ботвинником одного — играть! Мне же нельзя давать варианты, мне надо дать самому импровизировать за доской с первого хода. И в 24-й мы подготовили довольно острый вариант, но не угадали. Ботвинник вариант знал. Я пожертвовал пешку, потом вижу — из атаки ничего не выходит, занервничал».
Странное впечатление оставляет призыв импровизировать, начиная с первого хода. В современных шахматах без знания дебютной теории («вариантов» — в изложении Д. Бронштейна) не обойдешься.
Подлинное новаторство состоит не в огульном отрицании тех оценок и рекомендаций, которые представлены в теории шахматных дебютов. Поиски новых путей не могут вестись на пустом месте, они должны опираться на имеющиеся знания (конечно, критически осмысленные).
Д. Бронштейн не избежал личных выпадов. Об И. Болеславском: «...матч был для него просто возможностью пожить в Москве. Хорошо питаться, жить в хорошей гостинице».
Об А. Константинопольском: «Плохо помогал. Больше думал о квартире, которую должны были дать, а не о матче».
О С. Фурмане: «...после 22-й партии укатил в Ленинград менять просроченный паспорт и уже не вернулся».
Отношение Д. Бронштейна к матчу, своим достижениям и помощи тренеров ясно выражено в следующем фрагменте: «Возьмите мой матч с Ботвинником. Он же показал полное превосходство моего стиля. Потому-то Ботвинник на меня и сердится. Ведь было совершенно ясно, что он с моим стилем ничего поделать не может. Другое дело, что подчас я перегибал палку, потому что мне... внушали, будто он, мол, такой блестящий стратег, что я его не понимаю...».
Красочна палитра взаимоотношений с тренерами у Г. Каспарова. Налицо широкий диапазон эмоций — от крепкой дружбы до вражды и ненависти. Магистральной линией проходит стремление 13-го чемпиона мира управлять своим шахматным окружением (тренерами в том числе) с помощью авторитарных методов.
В случае неудачи тренеры превращались в «мальчиков для битья». Показательна ситуация, возникшая после завершения 9-й партии первого матча Карпов — Каспаров (Москва, 1984/85).
Эта партия была отложена, а при доигрывании белым удалось реализовать материальное преимущество и добиться победы.
Венгерский гроссмейстер Андраш Адорьян, помогавший Г. Каспарову в этом матче, вспоминал о «разборке» в стане Гарри после 9-й партии: «Когда я добрался до гостиницы, все были уже в сборе... я уже собирался постучаться в номер Каспарова... когда услышал голос Гарри через закрытую дверь. Как вы можете догадаться, молодой человек говорил не шепотом, а то, что он говорил, было далеко не благословением.
К этому выводу меня привело слово «идиоты», которое довольно часто раздавалось в его гневной тираде».
«...Гарри не задумывался над тем, как часто он выходил из себя. Ему, наверное, никогда не приходила в голову мысль о том, что он обижал людей, которые в течение долгого времени были на его стороне, помогали ему, оставались ему верны даже в самые тяжелые периоды. Не могу вспомнить случая, когда бы он, успокоившись, извинился перед кем-либо из тех, кому адресовал свои слова в минуту приступа гнева...».
Симптоматичны следующие высказывания А. Адорьяна: «Однажды, немного спустя после 9-й партии, я сказал Каспарову — послушай, Гарри, я думаю нам надо поговорить о той последней сцене, которую ты устроил. Ситуация была крайне неловкой...
Конечно, у каждого из нас своя доля ответственности, но в этом случае именно ты настоял на ходе во время нашего анализа после откладывания партии. Мы сделали ту же ошибку, которую ты первым допустил, так что ты не имеешь права обвинять нас в том, в чем виноват и ты, особенно в таких тонах.
Я пытался говорить как можно более сдержанно, но при этом я высказывался достаточно ясно и решительно. Думаю, что именно таким открытым выражением моего мнения объясняется тот факт, что в последующих матчах на первенство мира я ни разу не попал в команду Каспарова.
В подобных вышеописанному случаях он знал, что я прав, и, тем не менее, не был склонен выслушивать мнение, отличное от его собственного, или же факт спора с ним по некоторым вопросам раздражал его. Он не привык к подобным вещам». Но неудачи Гарри оборачивались для тренеров не только словесными оскорблениями. Во время третьего матча между Г. Каспаровым и А. Карповым (матч-реванш, Лондон — Ленинград, 1986) в предательстве был обвинен многолетний сотрудник Гарри Евгений Владимиров.
Обвинение возникло после того, как на отрезке с 17-й по 19-ю партии Г. Каспаров потерпел три поражения подряд. Он очень тяжело переживал свои неудачи.
Однако вместо трезвого анализа ситуации Гарри открыл «охоту на ведьм». В доме, где жила его делегация, началась шпиономания.
Мишенью надуманных обвинений стал Е. Владимиров, который вел записи дебютных анализов команды. Он был уволен «за шпионаж», а фактически не по этому абсурдному обвинению, а за три поражения Гарри. Три нуля подряд — слишком тяжелый удар для шахматиста, считающего себя великим и непобедимым. Для успокоения надо было найти внешнюю причину.
В свое время разошлись дороги у Г. Каспарова с М. Ботвинником, И. Дорфманом, А. Адорьяном, Е. Владимировым и другими видными шахматистами.
О предательстве тренеров высказывался В. Корчной.
Если обвинения в адрес Р. Кина справедливы, то его поведение, главным мотивом которого, видимо, являлась корысть, нельзя назвать иначе, чем подлым и предательским. С Е. Васюковым картина иная. Все узы и обязательства В. Корчной фактически порвал сам, совершив побег из СССР. В Багио Е. Васюков отправился по инициативе Спорткомитета СССР — так он должен был «отрабатывать» свою стипендию, получаемую от государства. К тому же прошло уже четыре года.
Расскажем теперь об отношении к тренеру в ситуациях, когда подопечный добился успеха.
Как уже говорилось, имеется немало примеров благодарного и уважительного отношения шахматистов к труду своих наставников (А. Карпов, М. Чибурданидзе, Е. Быкова, А. Белявский, М. Таль и др.). Однако очень часто бывает и по-другому, когда шахматист не вспоминает о работе тренера и считает успех всецело своим личным достижением.
А. Твардовский очень метко сказал: «города сдают солдаты, генералы их берут». Подобная недооценка солдатского, то бишь тренерского, труда наблюдается и в шахматах, где в достаточной мере проявляются индивидуализм и эгоцентризм.
Своему стремительному прогрессу в шахматах (особенно на первых этапах) В. Кориной очень обязан наставнику — Владимиру Заку. В. Зак был не только первым учителем шахматной тактики и стратегии, но и умным другом, опекавшим В. Корчного и в зрелые годы.
Однако позднее у гроссмейстера не нашлось доброго слова в адрес В. Зака. Причина в том, что книга В. Зака, изданная в годы застоя, не содержала упоминаний о В. Корчном. Ослепленному гневом гроссмейстеру следовало бы знать, что в те годы его уязвленное самолюбие не могло быть удовлетворено — имя Корчного, которого предписано было считать «изменником Родины», в печати приводить запрещалось.
Первая советская чемпионка мира Людмила Руденко (1904—1986) в течение нескольких лет занималась под руководством гроссмейстера Г. Левенфиша. Он был тренером Л. Руденко в момент завоевания ею мировой шахматной короны (начало 1950).
Став чемпионкой, Л. Руденко вместо благодарности не только разорвала их творческие контакты, но и содействовала нападкам на Г. Левенфиша со стороны спортивных функционеров.
Л. Полугаевский в 50-е годы почерпнул множество полезных знаний на занятиях с мастером Л. Арониным (постановка сицилианской защиты за черных, анализ позиций с изолированной пешкой и т. д.). В дальнейшем о труде Л. Аронина и помогавшего им Л. Верховского Лев Полугаевский не вспоминал.
Р. Фишеру в разное время помогали В. Ломбарди, Л. Эванс, А. Сейди и другие мастера и гроссмейстеры. Одиннадцатый чемпион мира их не критиковал, но и не упоминал — как будто никого и не было.
Пожалуй, особенно полезен для Р. Фишера был наставник «по общим вопросам» Э. Эдмонсон. Он умело сглаживал «выверты» Р. Фишера и помогал ему как советами, так и делами. В «ответ» Р. Фишер умудрился несколько раз оскорбить Э. Эдмонсона.
Нередко подопечный безразлично или неверно оценивает работу тренера, поскольку не понимает значимости передаваемой ему информации или выполняемых им упражнений. Это, к примеру, характерно для игрока, которого учат эндшпилю или освоению типичных позиций миттельшпиля, в то время как он жаждет анализировать только дебютные варианты.
Особенно «не везет» методам психологического воздействия, используемыми тренерами как в игровой, так и в подготовительный периоды.
Конечно, в большинстве своем применение этих методов заранее не оглашается. Но затем, по результатам деятельности, игрок может их понять и оценить.
Но часто подопечный предпочитает их не замечать, объяснять достигнутый успех примерно так: «Если бы он сыграл так, то сделал бы ничью. Но противник промедлил, за что и был наказан».
Непонимание шахматистами значения психологических способов преодоления отрицательных эмоций, повышения внимательности и т. д., к сожалению, еще широко распространено.
С этим сталкивался Р. Загайнов во время своей работы с рядом ведущих гроссмейстеров, а также другие психологи.
Во время XXIV первенства СССР (Москва, 1957) я был тренером Р. Нежметдинова. Перед встречей с М. Талем он заметно нервничал, откровенно побаиваясь соперника, демонстрировавшего в том турнире мощную игру. Чтобы снять у казанского мастера негативное настроение, я собрал партии, проигранные М. Талем. И, вроде бы между прочим, стал показывать их Рашиду Гибятовичу.
По моим наблюдениям, этот выборочный показ оказал положительное влияние на психологическое состояние Р. Нежметдинова. Он успокоился, повеселел и на партию отправился в боевом настроении. В тот день он играл сильно, уверенно и вдохновенно. М. Таль потерпел поражение.
Но увы, о нашей спецподготовке Р. Нежметдинов впоследствии ни разу не вспомнил.
Скажем и о третьем виде негативного отношения к тренеру. Оно выражается в подавлении его творческого потенциала и своеобразном изменении функциональных обязанностей.
Если игрок обладает качествами авторитарного лидера, а тренер готов уступить ему право решать принципиальные вопросы, то в данной диаде устанавливаются прочные отношения типа господство — подчинение.
Игрок присваивает себе командные и творческие функции, а тренеру оставляет обязанности технического исполнителя (например, хранения литературы, обслуживания картотеки и выдаче интересующих игрока справок). Тренер фактически превращается в лаборанта с основательно урезанными правами.
Порой процесс видоизменения обязанностей тренера идет еще дальше. Ему начинают давать бытовые поручения, и он становится человеком, действующим по принципу: «Чего изволите?».
Подобный сюжет взаимоотношений объективно невыгоден игроку, но он об этом редко задумывается. Его властолюбивую натуру тешит роль босса.
В заключение этого раздела хотелось бы высказать ряд соображений о роли и месте тренера в шахматах.
Труд тренера сложен, облечен большой ответственностью и зачастую неблагодарен. Хороший тренер должен быть мастером на все руки: быть квалифицированным специалистом, иметь твердый характер, обладать выдержкой и умением идти на компромиссы.
Он должен «знать свой маневр» и тонко чувствовать настроение и возможности подопечного.
И последнее — надо уметь переживать обиды!
Комментариев нет:
Отправить комментарий