Результаты научных исследований и данные из практики обучения шахматам убедительно свидетельствуют о полезном влиянии шахмат на развитие интеллектуальных функций (особенно в детском и юношеском возрастах).
Было установлено, что необходимым условием успешной игры является последовательность мыслительных операций. На первых шагах приобщения к шахматам новичок начинает осознавать, что одного желания выиграть партию, провести эффектную комбинацию недостаточно. Выясняется, что сильные ходы возникают не по воле случая, а в результате определенной, продуманной подготовки. Оказывается, что комбинация становится возможной лишь при наличии ряда позиционных преимуществ: например, хорошего взаимодействия между фигурами, перевеса в силах на решающем участке борьбы, безопасного положения собственного короля и т. п., а эти преимущества возникают не сами по себе, не по «щучьему велению», а в ходе постепенной подготовительной работы.
Тем самым у шахматиста формируется убеждение в том, что шахматам совершенно не свойственны слепые действия и что никакие выгодные акции на доске не могут создаваться без достаточных оснований.
Выбор решения в шахматах требует умения самостоятельно использовать имеющиеся знания и навыки. Здесь особое значение приобретает искусство сравнительного мыслительного анализа: умение находить различия в сходных игровых ситуациях и сходство в различных. Занятия с детьми 7—8 лет показали, что через 3—4 месяца они в большинстве заданий находили общие идеи в позициях с непохожим расположением фигур и уверенно различали ситуации с незначительными изменениями в позиции.
Умение сравнивать постепенно формирует способность к лучшему обобщению шахматной информации. Продолжая совершенствоваться в игре, шахматист осознает ценность знания способов действия в типичных позициях миттельшпиля, знания типичных технических приемов (например, постановки ладьи позади проходной пешки в окончаниях) и т. д.
Появляется умение правильнее выделять главный момент противостояния в данной конкретной позиции и более обоснованно создавать стратегические планы игры. Исследования показали, что почерпнутые в игре методы логического анализа шахматисты нередко используют в других сферах своей жизни.
Шахматы требуют хорошей памяти и активно стимулируют ее развитие. Однако бытует ошибочное представление о том, что шахматист опирается на буквальное запоминание вариантов или позиций. Эксперименты, проведенные А. Бинэ (Франция) и П. Рудиком, а также другими учеными, убедительно продемонстрировали, что у шахматистов превалирует не механическое, буквальное запоминание, алогическое, смысловое.
Так, например, в одном из экспериментов испытуемым предлагалось через 15 мин восстановить позицию с наличием 20—22 фигур на доске.
Выяснилось, что позиции, в которых фигуры были расположены в логической связи между собой, воспроизводились в 6 раз быстрее и с меньшим количеством ошибок.
В борьбе с недостатком, который часто обозначают как вольное отношение со временем, также полезным и эффективным средством являются шахматы. Шахматы наглядно демонстрируют отрицательные последствия неверного планирования временных затрат, несвоевременности действий, запаздывания и т. п.
Излишнее фантазирование и легкомыслие недопустимы: необходимо принимать решение, исходя из реальной обстановки. «Ставьте перед собой достижимые цели, не прельщаясь красивыми миражами», — указывал известный русский шахматный педагог П. Романовский.
В жизни нередко приходится встречать людей, которые в новой, уже изменившейся ситуации продолжают остро переживать решения, принятые в прошлом. Они часто используют выражение: «Надо было...».
В шахматах, так же как в исторической науке, применение сослагательного наклонения бесперспективно и чаще всего бессмысленно. Шахматист, играющий партию, понимает, что ход уже сделан, прошлую позицию не вернешь и сожаления бесполезны — надо думать о реальной ситуации.
Поэтому шахматы быстро излечивают людей от бесплодных сетований типа: «Надо было...».
Шахматист обязан далеко и точно предвидеть возможные изменения событий на доске. Выбор каждого хода опирается на соответствующий прогноз, когда игрок в воображении оперирует передвижением фигур, проводит маневры и комбинации, которые еще не состоялись.
Эффективным средством совершенствования анализа в уме является игра не глядя на доску (или игра «вслепую»). Конечно, речь идет об обычных методах тренировки, а не о рекордных и утомительных сеансах одновременной игры на большом количестве досок.
Среди подобных методов укажем (в порядке возрастания трудностей) на игру «вслепую» с ведением записи ходов, игру при наличии пустой доски, игру без доски, игру с контролем времени на обдумывание.
Исследования также подтвердили пользу от применения следующих способов тренировки:
1. Решение заданий без передвижения фигур на доске.
2. Чтение шахматной литературы без доски (сначала от диаграммы до диаграммы, затем текста коротких партий до 25 ходов).
3. Решение задач, этюдов и других упражнений без доски.
4. Чтение и последующее воспроизведение текста партий (по 30—40 ходов и без наличия диаграмм в тексте).
Практика показала, что систематическое применение указанных выше способов тренировки резко повышает аналитические способности шахматистов.
К особенностям прогностического анализа в шахматах относится необходимость постоянного сопоставления расчетов с возможными ответными действиями соперника, который стремится обнаружить ошибки в планах другой стороны и дезинформировать относительно собственных намерений.
Процесс прогнозирования у шахматиста становится процессом рефлексивным, связанным с имитацией мыслей противника и анализом собственных рассуждений и выводов с учетом результатов имитации.
Приведу пример. Моя партия с Р. Фуксом (Германия) должна была состояться в последнем туре международного турнира в Варне (1960). Я отставал от лидера — чемпиона Болгарии Н. Падевского на пол-очка. Бороться за первое место я мог только в случае выигрыша у сильного немецкого мастера. Сложность задачи повышало то обстоятельство, что я играл черными.
Конечно, я серьезно отнесся к решающему поединку. Однако в ход подготовки вмешалось непредвиденное... Мы жили с Р. Фуксом в соседних номерах отеля. Лоджия была общей, и мы часто навещали друг друга, проходя через нее.
В то памятное утро я расставил на доске позицию из защиты Грюнфельда... Вдруг в дверях лоджии появилось улыбающееся лицо соседа, который увидел позицию и без сомнения понял, какой дебют я готовлю против него.
Что делать? Сначала превалировало инстинктивное желание отказаться от защиты Грюнфельда и выбрать другую дебютную систему.
Однако спустя некоторое время стал рассуждать: «Фукс решит, что-что, а уж защиту Грюнфельда я не сыграю. К ней он не будет готовиться. К тому же «Грюнфельд» станет для него неприятным психологическим сюрпризом. Поэтому решено — играю защиту Грюнфельда!».
Расчет, в котором учитывалась имитация рассуждений Р. Фукса, оказался верным. Уже в начале партии Фукс выглядел растерянным. Допустив вскоре серьезную ошибку, он проиграл.
В итоге я догнал Н. Падевского, разделив с ним 1—2-е места. После партии Р. Фукс подтвердил, что выбор мною защиты Грюнфельда оказался для него неприятной неожиданностью. Он огорчился из-за того, что сделал неверный вывод о моем решении и оказался «обманутым» самим собой. Кроме того, во время партии он, по его словам, преувеличил опасность, подумав: «Раз Крогиус все же избрал защиту Грюнфельда, значит, очень эрудирован и уверен в этом дебюте».
До сих пор объектом нашего внимания были преимущественно строго логические формы интеллектуальной деятельности. Вместе со многими исследователями — психологами, философами, математиками и специалистами в области информатики мы готовы признать исключительное влияние шахмат на развитие интеллекта.
Влиянием на развитие здравого смысла и строго логических форм мышления не исчерпывается роль шахмат в сфере интеллекта человека.
Многие позиции, возникающие в процессе игры, носят проблемный характер, не позволяющий выбрать решение, которое путем точного доказательства может быть признано единственно верным.
Подобная неопределенность, как и в жизни, возникает по двум причинам. Во-первых, из-за невозможности во многих позициях действовать на основе анализа всех вариантов. При обдумывании шахматист, как правило, не перебирает все возможные ходы (их часто необозримое множество), а ограничивает поиски небольшим числом вариантов.
Во-вторых, неопределенность нередко возникает при наличии нескольких заманчивых продолжений. Возникает своеобразный избыток информации, который особенно опасен в ситуациях дефицита времени на обдумывание.
Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, полагаясь не на «математически» точную, а на вероятностную оценку ситуации.
Эти качества формируются в процессе шахматной деятельности и, как свидетельствуют данные психологических исследований, заметно выражены у шахматистов высокой квалификации.
Бесспорно, проявление этих качеств во многом зависит от природного потенциала человека, но было бы неверным полагать, что творческие способности не поддаются целенаправленному процессу формирования и развития, в том числе и при обучении шахматам и в ходе тренировок.
По-видимому, шахматы допустимо рассматривать в качестве своеобразного тренажера творческих способностей человека.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий