О влиянии выигрыша на шахматиста говорят редко. Но бесспорно, что и этот результат оказывает заметное воздействие на психику шахматиста. Нежметдинов рассказывал, что после выигрыша он значительно чаще, чем после поражения, проводил ночи без сна. Возбуждение, вызванное победой, создавало в сознании устойчивый образ, освободиться от которого было нелегко. При этом возникали переживания, носящие нереальный, фантастический характер. Казалось, что выигрывающий ход не сделан и партия продолжается.
Все это говорит о том, что выигрыш и, главное, его последствия также заслуживают психологического анализа. Для изучения этого вопроса мы проанализировали результаты следующих после выигрыша партий и содержание этих партий из практики тех же двадцати гроссмейстеров.
Анализ показал, что выигрыш выигрышу рознь. Существенно отличаются, к примеру, выигрыши, достигнутые на старте соревнования, и выигрыши в критические моменты борьбы. Попробуем последовательно рассмотреть эти различия.
Было установлено, что выигрыш на старте соревнования оказывает, как правило, положительное психологическое воздействие. Победа на старте обычно воодушевляет, способствует повышению уверенности шахматиста в своих силах. Статистические данные указывают на то, что шахматисты, добившиеся на старте турнира в первой результативной партии победы, успешно заканчивали соревнование в 55% случаев (при первом поражении — в 45%). Еще более заметно различие в матчах. Здесь одержавшие победу первыми выиграли почти 75% матчей.
Правда, успех на старте содержит в себе и потенциальную опасность. У ряда шахматистов, отличавшихся несколько завышенной самооценкой, первый успех часто укреплял необъективную оценку возможностей противников. В частности, Боголюбов, Штейн, Ларсен нередко жестоко расплачивались за самоуспокоение после первых успехов в середине и на финише соревнования. Вспомним выступления Ларсена в межзональных турнирах в Ленинграде (1973) и Риге (1979), когда он, входя на старте в группу лидеров, в итоге не сумел выйти в претенденты.
Выигрыш в середине соревнования вызывает, как правило, более разноречивые переживания. Если победа еще не означает достижения желаемого итога и осталось преодолеть определенные трудности, то она часто ведет к появлению двойственного чувства. С одной стороны, кажется, что все благополучно, с другой — возникает остро переживаемое беспокойство, боязнь потерять достигнутое.
Применительно к данной ситуации мы рассмотрели два вопроса: 1. Насколько содержание партий, проведенных после выигрыша, соответствовало стилю игры шахматиста? 2. Какая тактика борьбы избиралась после выигрыша?
В процессе анализа выяснилось, что успех после выигрыша сопутствовал тем, кто не обольщался достигнутым, а придерживался привычной манеры игры. В этой связи большое впечатление оставила игра Петросяна в 26-м первенстве СССР (Тбилиси, 1959) и в турнире претендентов (Кюрасао, 1962).
Шахматисты, полагавшие, что надо немедленно использовать «счастливый час», и проявлявшие в этот момент агрессивность, несвойственную стилю их игры, обычно терпели фиаско. Укажем на пример Рети (Нью-Йорк, 1924) и Смейкала (межзональный турнир, Ленинград, 1973).
Изучение вопроса о выборе тактики борьбы после выигрыша дало результаты, сходные с выводами, полученными при анализе влияния поражений. Было установлено, что лучше развивали успех те шахматисты, кто чаще применял привычную для себя тактику. Как и после поражений, высоких результатов добивались, например, Таль, без опасений продолжавший смело играть на выигрыш, и Ботвинник, применявший осмотрительный прессинг.
Таким образом, развитие успеха после выигрыша зависит в первую очередь от самообладания шахматиста, способности не поддаваться азарту и придерживаться выработанных творческих и спортивных установок.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий