Выдающийся русский психолог Б. Ананьев подчеркивал: «Шахматы не только борьба умов, но и интеллектуальное состязание характеров».
Однако, в отличие от результатов воздействия шахмат на развитие интеллектуальных функций (в подавляющем большинстве случаев положительных), влияние шахмат на характер нельзя оценить столь однозначно.
Сущность шахмат состоит в противоборстве между соперниками на полях 64-клеточной доски. В конечном счете, это противоборство лишено компромиссов. «Или ты, или он — другого не дано».
Жесткие условия состязаний, социальная значимость результатов, моральные и материальные сопутствующие успеха, наконец, круг притязаний собственного «я» нередко создают удобную почву для появления антагонизма между шахматистами.
Поэтому, как нам представляется, имеющие место в шахматной практике конфликтные отношения не могут быть обойдены молчанием, а, напротив, должны быть учтены при описании влияния шахмат на развитие характера.
Психологи иногда разделяют свойства характера на три группы:
1. Отношение к делу, к предмету своей деятельности;
2. Отношение к другим людям;
3. Отношение к себе.
В данном разделе будет рассмотрено влияние шахмат на развитие деловых черт характера шахматиста. Это, прежде всего, отношение к игре, к своему участию в соревнованиях.
Заметим, что в круг обсуждаемых по данной теме вопросов редко попадают личные отношения между шахматистами. Это позволило избежать пристрастных оценок и получить согласованные результаты.
Для совершенствования в шахматах необходима постоянная серьезная работа по изучению теории игры и самостоятельному анализу разнообразных игровых позиций. Надо готовиться к каждой партии, разработать дебютный репертуар, ознакомиться с типичными позициями миттельшпиля и т. п. В общем, серьезное отношение к делу требует трудолюбия.
Без трудолюбия успеха в шахматах не добьешься. Наверное, не обязательно быть «трудоголиком», но систематическая работа необходима. Лень противопоказана.
Все слухи об игнорировании занятий со стороны Х.Р. Капабланки и ряда других видных мастеров являются домыслами. Подобное впечатление, возможно, создалось потому, что подход Х.Р. Капабланки к работе над шахматами был отличен от других: он мало внимания уделял дебюту, предпочитая анализировать позиции миттельшпиля и эндшпиля.
Сейчас известные коррективы в организацию тренировок внесли компьютеры. Значительно облегчился сбор информации, контроль над расчетом вариантов и т. п. Однако требования к высокому качеству самостоятельного анализа сохранились.
Но, пожалуй, главным для жизни становится то, что в игре шахматист воочию убеждается в ненадежности халтуры и в том, что для достижения чего-либо настоящего, серьезного нужна качественная и добросовестная работа.
Добросовестным трудолюбием хочется назвать симбиоз, порождаемый систематической работой, дисциплинированностью и ответственностью. Подлинному мастерству присуще добросовестное трудолюбие.
Шахматы — сравнительно редкий вид деятельности, в котором процесс исполнения (от первого хода до окончания партии) полностью осуществляет один человек. Этот человек — шахматист — самостоятельно проводит маневры и комбинации, сам делает ошибки и сам их исправляет.
Человек, совершенствуясь в игре, развивает и то свойство, которое называют самостоятельностью.
Однако самостоятельность в действиях шахматиста не безгранична. Она должна сочетаться с чувством ответственности. Гармоничное сочетание самостоятельности и ответственности позволяет адекватно реагировать на действия противника, правильно использовать прошлый опыт и знания, объективно оценивая себя и соперников.
И еще одно «но» — при некритичном отношении к себе и соперникам самостоятельность оборачивается самонадеянностью, эгоистичностью и пренебрежением к мнению других. С этим злом необходима борьба. Но об этом подробнее в последующих главах.
По своему содержанию шахматы — борьба, столкновение умов и характеров, где побеждает более подготовленный и мудрый боец. Естественно, что для успеха в подобной борьбе требуются бойцовские качества.
Стейниц резонно указывал, что шахматы не для слабых духом.
Шахматы наглядно демонстрируют отрицательные последствия, к которым приводят пассивные действия, отказ от инициативы, недостаточная решительность в выборе и реализации планов.
О пользе шахмат в развитии военных способностей писали маршал Р. Малиновский, немецкий фельдмаршал Мольтке, генералы С. Штеменко, С. Урусов и др.
Проявляя смелость и решительность, шахматист обычно сочетает их с осмотрительностью. Это своеобразное соединение ума и воли выдающийся русский психолог Б. Теплов назвал осторожной смелостью.
Начинающий обычно возлагает надежды на первый кризис борьбы в партии и, не добившись немедленного успеха, зачастую опускает руки. С опытом приходит умение бороться до конца, формируется убеждение: нельзя прекращать борьбу, психологически разоружаться, если желаемое не осуществилось сразу.
В матче на первенство мира между Карповым Каспаровым (1984/85) последний при угрожающем счете в пользу Карпова (4:0, а затем 5:0) более двух месяцев ждал, делал ничьи и опять-таки ждал благоприятного момента для нанесения мощного контрудара, который ему удалось нанести в 32-й партии матча.
Как показывают исследования, сплав таких качеств, как смелость, осмотрительность и самообладание, позволяет шахматистам противостоять экстремальным условиям, подавлять страх и неуверенность. Отметим и обычную быстроту действий в аварийной обстановке.
Винить кого-либо в своем поражении бессмысленно (правда, встречаются шахматисты, которые на этот счет другого мнения. О них мы расскажем позднее). Шахматист пожинает то, что было посеяно его замыслами и решениями. Он оказывается один на один перед истиной, которая проявляется в четкой и бесспорной форме. Поэтому результаты игры стимулируют к критическому самоанализу.
Если шахматист взял за правило анализировать партии, находить ошибки, чтобы они не повторились, то он обязательно и в жизни будет искать зависящие от него причины неудач, будь то работа, учеба, искусство или личные отношения с другими людьми.
Как смог убедиться читатель, на развитие деловых качеств шахматы, как правило, оказывают положительное воздействие.
Заметим, что в ряде моментов ради более содержательного описания деловых качеств нам пришлось коснуться отношений шахматиста к себе и партнерам. Конечно, подробный рассказ об этих сложных проблемах впереди. Пока лишь были затронуты отдельные фрагменты.
В заключительной части данного раздела остановимся на свойстве шахмат, эффективность которого, кажется, признается всеми. Речь пойдет о способности шахмат стимулировать духовную активность человека. Причем не только эпизодически, но и на значительных временных периодах.
Так, часто шахматы выступают в качестве действенного средства психотерапии, когда человек подвержен отрицательным эмоциональным переживаниям, пассивности, безразличию или информационному вакууму.
Последний момент с исключительным драматизмом и глубиной психологического анализа описал Стефан Цвейг в своей знаменитой «Шахматной новелле».
И вот, в момент отчаяния, казалось бы, полной безнадежности, заключенному удалось похитить у охранника шахматную книгу. Последовательно овладевая материалом этой книги, заключенный преодолел депрессию. Фактически шахматы спасли его разум от разрушения и вернули его к реальному восприятию мира.
Конечно, это история литературного героя, мастерски описанного Ст. Цвейгом. Но и действительность содержит множество достоверных свидетельств о том, как шахматы помогли инвалидам войны и труда, больным, людям, испытавшим сильный стресс, подверженным депрессии, обрести жизненную стабильность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий