Красота в шахматах определяется наличием пяти признаков: 1) оригинальности; 2) правильности; 3) целесообразности и действенности; 4) экономичности и 5) гармонии замыслов, выраженных в операциях на шестидесяти четырех полях шахматной доски.
Корректность, правильность проводимой операции — важный критерий эстетичности. Если реализуемый замысел в целом или в каком-либо звене может быть опровергнут, то он превращается в блеф. И к нему неприменимы никакие нормы и требования эстетики.
Конечно, в процессе игры принятые решения далеко не всегда обосновываются исчерпывающим вариантным расчетом. Очень часто выбор хода осуществляется интуитивно. В большинстве случаев правильность или ошибочность интуитивных решений можно выяснить в последующем анализе. Так, например, анализ доказал обоснованность хода 19. Лас1, ставшего вступлением к замечательной комбинации в «вечнозеленой» партии Андерсен — Дюфрень (Берлин, 1852).
Принцип гармонии в определенной мере является признаком, объединяющим и обобщающим свойства, присущие критериям эстетичности, рассмотренным выше. Гармония в шахматах — это взаимодействие фигур и пешек. Причем такое взаимодействие, в котором наличные силы не дублируют друг друга, а дополняют. В итоге резко возрастает объединенная мощь взаимодействующих сил.
Таково краткое описание основных, на наш взгляд, критериев эстетического в шахматной игре. Конечно, было бы абсурдным представлять, что указанные признаки проявляются изолированно и, к примеру, на смену экономичности «приходит» действенность и т. п. Красота в шахматах основывается на совокупности всех рассмотренных выше главных признаков, хотя, безусловно, преследуя методологические цели, можно выделять преимущественное значение отдельного признака на данный момент.
Комментариев нет:
Отправить комментарий