Инертный образ характерен тем, что оценки конкретных позиций или элементов позиций мыслятся как окончательные и неизменные. Часто возникновение инертных образов сопровождается убежденностью в фактическом завершении борьбы, хотя партия еще продолжается. У шахматиста
в таких случаях создается мнение, что последующее развитие игры носит чисто формальный характер и не требует большого умственного напряжения. Тем самым настоящее (зачастую неправильно оцениваемое) механически переносится на предстоящее, блокируя процесс прогнозирования.
При возникновении инертных образов, как правило, наблюдаются негибкость, косность мышления. Самооценка шахматиста отличается крайностями: она либо явно завышена, либо сильно занижена.
Отметим также, что при появлении инертных образов эмоциональное напряжение падает. Возникает состояние разрядки, возбужденность сменяется апатией. В результате снижения эмоциональной и волевой активности утрачивается должная ответственность за принимаемые решения. Этот спад психической деятельности, как правило, сопровождается ошибками. Поэтому-то и нередки случаи, когда не выигрываются «абсолютно выигрышные» позиции и проигрываются «совершенно ничейные».
Нужно заметить, что инертные образы, характерные тенденцией к вынесению окончательной оценки позиции, отличаются высокой степенью обобщенности. Это создает особенно благоприятные условия для тактических просчетов. При возникновении инертных образов появляется также стремление опираться на шаблонные приемы.
Замечено, что инертные образы особенно часто возникают у шахматиста, добивающегося лучшей или даже выигранной позиции. Решив, что «дело сделано», такой шахматист не учитывает в расчете возможных изменений позиции, пусть даже изменений самых парадоксальных, а слепо верит в неизбежную предопределенность благоприятного развития дальнейшей игры.
Инертные образы возникают и в связи с более частными моментами — оценкой отдельных элементов позиции. Широко распространены случаи неоправданной убежденности в незыблемости положения какой-либо фигуры (или нескольких фигур).
Возникновение инертных образов в ряде случаев связано с ошибочным выводом о наличии полного контроля над каким-либо полем (или несколькими полями, а также диагоналями и открытыми линиями).
По полученным нами данным, успешная борьба с возникновением инертных образов чаще удается при наличии объективно трудных позиций. По-видимому, у большинства высококвалифицированных шахматистов возрастает сила сопротивления инерционным тенденциям мышления.
Итак, как мы могли убедиться, даже очень сильные шахматисты при появлении устойчивых инертных образов механически переносили имеющиеся признаки позиции на будущее, подходили к оценке будущей обстановки с готовым штампом. Следовательно, инертные образы затрудняют поиск нового и сводят к минимуму творческое воображение.
В отличие от остаточных образов, проявляющихся в двояком значении — отрицательном и положительном — инертные образы однозначны, они обусловлены нарушениями динамики мышления и всегда выступают в роли отрицательных факторов.
Поскольку инертные образы блокируют способности шахматиста к предвидению новых особенностей позиции, искоренение этого недостатка мышления связано в первую очередь с развитием фантазии, стимулированием творческих поисков. Надо стремиться смелее искать парадоксальные решения, исключения из общих правил.
Инертные образы также связаны с преимущественной обращенностью мышления «на себя», на обдумывание собственных планов. При этом замыслы противника принимаются в расчет без должного внимания. Поэтому, резюмируя советы по борьбе с инертностью мышления, наряду с призывом «искать и сомневаться» хочется высказать еще один — «не забывать о существовании противника».
Комментариев нет:
Отправить комментарий