С шахматами я познакомился в девятилетнем возрасте под впечатлением
семейных рассказов об успехах моего дяди. Действительно, Э. Крогиус,
впоследствии видный специалист в области радиолокации, полковник, в
молодости увлекался шахматами. В послевоенные годы как кандидат в
мастера он участвовал в армейских соревнованиях. От него я интуитивно
воспринял почтение к общим законам игры и то, что конкретные расчеты
всегда должны исходить из позиционных оснований. Вероятно, эти моменты,
в частности, преимущественная опора на стратегию, сказались на
дальнейшем развитии стиля моей игры.
Как у многих, шахматный путь у меня начался во Дворце пионеров. В те
годы я жил в Саратове. Сначала занимался у опытного педагога С.
Свечникова, а затем, с первого разряда, стал учеником Н.К. Аратовского.
После окончания школы я учился на отделении психологии Ленинградского
университета. Шахматная жизнь в Ленинграде тогда била ключом. Многое мне
дало общение с А. Черепковым, В. Бывшевым, Д. Ровнером, И. Айзенштадтом. В 1951 году состоялся турнир молодых шахматистов Ленинграда,
победой в котором я горжусь и поныне. Ведь на последующих местах были Б.
Спасский, В. Корчной, А. Лутиков, Б. Владимиров, В. Арцукевич, А.
Геллер и др.
В 1952 году, став чемпионом РСФСР, я одновременно был удостоен и
мастерского звания. Однако в течение пяти последующих лет, несмотря на
интенсивные занятия и частые выступления в турнирах, мои спортивные
успехи не прогрессировали — в финалы чемпионатов страны я не попадал.
Конечно, имела значение жизненная неустроенность. Но главное было в
другом.
Выйти из кризиса помогли нешахматные встречи. Для пояснения вернусь на
несколько лет назад. В университете ведущей фигурой был выдающийся
советский психолог, академик Б. Ананьев. Он проявлял ко мне внимание,
был руководителем моей дипломной работы. В период окончания учебы он
сказал, что рад был бы видеть меня своим аспирантом, если будут
ограничены шахматы. Однако в тот момент я думал только о шахматах и не
послушался совета.
Спустя несколько лет Борис Герасимович меня «простил». Он нашел меня на
одном из турниров и увлек перспективой психологических исследований с
использованием шахмат в качестве модели. Со щедростью настоящего
учителя он обрисовал круг интереснейших идей (которые, скажу, забегая
вперед, легли в основу моей научной работы в последующие годы). Б.
Ананьев также дал мне ряд советов общего плана, касающихся проблем
творческого совершенствования.
В результате я занялся серьезной работой по изучению самого себя и,
прежде всего, своих недостатков, типичных ошибок, неоправдавшихся
установок. Эта работа по самопознанию стала медленно, но верно
приносить плоды. Постепенно я избавился от преувеличенного внимания к
дебюту, перестал слепо копировать других шахматистов и попытался «найти
свою игру».
Постепенно накапливаемый опыт и систематическая работа над шахматами
обусловили и рост успехов: в 1963 году я стал международным мастером, а
год спустя завоевал гроссмейстерский титул. Инфляции званий, характерной
для последних лет, тогда не было, и поэтому достигнутый результат был
достаточно почетен. Но мечталось о дальнейшем прогрессе. Хотя я
несколько лет входил в число 25 сильнейших гроссмейстеров мира (по
рейтингу), считал, что настоящим гроссмейстером может называться тот,
кто хотя бы раз в жизни добивался права участия в соревнованиях
претендентов. Однако этому не суждено было сбыться.
В 1968 году Б. Спасский и его тренер И. Бондаревский пригласили меня
помогать им в подготовке к соревнованиям. Это содружество продолжалось
почти шесть лет. Те времена, особенно перед матчем Петросян — Спасский
(1969), вспоминаются с теплотой. Нередко мы имели разные мнения, жарко
спорили, но неизменно сохраняли юмор, уважение и дружеские чувства друг к
другу.
Существенным пробелом шахматной литературы считаю отсутствие серьезных
работ о деятельности видных тренеров. Думаю, что книга об И.
Бондаревском была бы не только заслуженной данью памяти этого умного
волевого наставника, но и помогла бы многим тренерам в
совершенствовании их педагогического мастерства. За время совместной
работы было немало любопытных историй.
Постепенно я все больше отходил от практической игры. Причиной было не
только членство в команде Спасского, но и возраставший интерес к
научной и учебной работе по психологии. В 1969 году я стал кандидатом
наук и последовательно прошел путь от старшего преподавателя до
заведующего кафедрой психологии в Саратовском университете. В конце
1980 года в Ленинграде успешно защитил докторскую диссертацию.
После защиты казалось, что дальнейший жизненный путь ясен. Но
неожиданный звонок из Москвы осенью 1980 года круто все изменил:
предложили возглавить вновь создаваемое Управление шахмат. Тут мне
пришлось встретиться не только с фасадом, но и с изнанкой шахматной
жизни, разными людьми и событиями, хорошими и не очень.
Сейчас у нас немало способных шахматистов. Думаю, что с чисто шахматной
стороны их росту ничто не препятствует: проводятся турниры, существуют
многочисленные литературные источники, компьютерные базы данных,
тренерская помощь. Беспокоит нравственная установка ряда шахматистов. Не
раз мне приходилось замечать неуважительное отношение к старшим,
бесцеремонность и грубость в поведении, нежелание учиться и неприкрытый
эгоизм, корыстолюбие. В конечном счете, жизнь покарает и невежду, и
себялюбца: в таких условиях полное раскрытие творческого потенциала
невозможно. Но ждать естественного хода событий вряд ли стоит — слишком
опасны такие примеры для юных. Для противодействия безнравственности и
бездуховности в шахматах необходимы будирование общественного мнения,
активная гражданская позиция шахматных организаций всех уровней. Увы, на
эти вопросы внимания почти не обращают...
Комментариев нет:
Отправить комментарий