В средние века гроссмейстером, или великим магистром, именовался глава католического духовно-рыцарского ордена. Он избирался рыцарями пожизненно, однако вступал в должность лишь после утверждения выборов римским папой. В наши дни слово «гроссмейстер» прочно вошло в обиход как само собой разумеющееся. Но каково происхождение этого титула применительно к шахматам?
Называть сильнейших шахматистов гроссмейстерами стали в первой четверти прошлого столетия. Кто впервые ввел в употребление это звание для шахматистов — до недавнего времени оставалось тайной. Поэтому большой интерес представляли исследования, проведенные сотрудниками немецкого журнала «Europe Rochade». На поиски их натолкнул любопытный казус — читатель X. Опферман прислал в редакцию разгневанное письмо с вопросом: «Почему на страницах вашего журнала Л. Пахман именуется гроссмейстером, а А. Нимцович лишь «маэстро»?»
Поклоннику А. Нимцовича ответили, что в те времена (1911 — 1912 годы), которые описывает Л. Пахман, титул маэстро употреблялся по отношению к наиболее признанным шахматным авторитетам. Так называли не только А. Нимцовича, но и Эм. Ласкера, Х.Р. Капабланку, М. Видмара, О. Дураса и некоторых других. Но этим ответом не ограничились: поиск возникновения гроссмейстерского звания продолжался.
В течение многих лет после Петербургского турнира видные шахматисты именовались гроссмейстерами в прессе нерегулярно и весьма произвольно, нередко в зависимости от субъективных пристрастий обозревателей. Так, в 30-е годы Г. Штальберга и А. Лилиенталя называли то гроссмейстерами, то мастерами.
Первую попытку упорядочить ситуацию и ввести ее в официальные рамки сделали в нашей стране. В 1927 году 5-й Всесоюзный шахматный съезд учредил звание гроссмейстера СССР. Первым его обладателем стал в 1929 году Б. Берлинский, одержавший победу в VI чемпионате страны. Но в 1931 году звание отменили, и Б. Берлинский вернулся в ряды мастеров.
В 1935 году гроссмейстерский титул был вновь учрежден. За успех во 2-м Московском международном турнире (дележ 1-2-го мест с С. Флором) гроссмейстером СССР стал М. Ботвинник. С него и велся официальный счет обладателей этого звания. Гроссмейстерский билет №2 получил Г. Левенфиш (за ничейный результат в матче с Ботвинником в 1937 году), №3 — А. Котов (за второе место вслед за Ботвинником в XI первенстве СССР, 1939).
Вероятно, читателям, особенно молодежи, будет небезынтересно познакомиться со списком первых тридцати советских гроссмейстеров (приводятся даты присвоения звания): П. Керес, И. Бондаревский, А. Лилиенталь (1940), В. Смыслов (1941), С. Флор (1943), И. Болеславский (1945), В. Рагозин (1946), Д. Бронштейн (1948), Ю. Авербах, Е. Геллер, Т. Петросян, М. Тайманов (1952), А. Толуш (1953), Б. Спасский (1955), В. Корчной (1956), М. Таль (1957), Р. Холмов (1960), Е. Васюков (1961), Л. Полугаевский, В. Симагин, Л. Штейн (1962), В. Антошин (1963), Н. Крогиус (1964), В. Либерзон, А. Суэтин, Л. Шамкович (1965), С. Фурман (1966).
Звание «международный гроссмейстер» было учреждено ФИДЕ в 1949 году, а год спустя состоялось первое присвоение. Звания были удостоены двадцать семь шахматистов: одиннадцать советских (имевших на тот период звание «гроссмейстер СССР»), а также О. Бернштейн, М. Видмар, Э. Грюнфельд, О. Дурас, Ф. Земиш, Б. Костич, Г. Мароци, Ж. Мизес, М. Найдорф, С. Решевский, А. Рубинштейн, Л. Сабо, С. Тартаковер, Р. Файн, Г. Штальберг и М. Эйве.
С тех пор многое изменилось. В 1976 году учредили звание международного гроссмейстера среди женщин, затем появились звания гроссмейстера в игре по переписке, по композиции и... среди решателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий