Мышление шахматиста при выборе хода носит сложный, динамичный характер. Это процесс, в котором предвидение будущего, оценка возможных изменений ситуации опираются на образ существующей позиции и связаны с предшествующим развитием игры. В мышлении шахматиста при выборе хода представлены образы будущего, прошлого и настоящего.
Исследования показали, что влияние образов, отражающих разные этапы развития игры, очень специфично и неравномерно. В одних случаях преобладающее влияние на выбор решения оказывают прошлые идеи и оценки, в других — полная удовлетворенность настоящим состоянием позиции и т. д. Поэтому возникла необходимость рассмотреть динамические свойства образов шахматного мышления. С этой точки зрения мы будем различать образы остаточные, инертные и опережающие.
Остаточный образ — это мысленный перенос образа прошлой позиции или отдельных ее элементов (оценок возможностей отдельной или нескольких фигур) в неизменном виде в новую ситуацию, сложившуюся на доске. Тем самым прошлое как бы продолжается в настоящем, порой вытесняя действительность. При возникновении остаточных образов, как правило, наблюдается статичность мышления, понижается переключаемость внимания.
Мы зафиксировали также несколько случаев, в которых существование остаточного образа прошлой позиции было связано с появлением в сознании своеобразных миражей, образов уже покинувших доску фигур. Роль этих фигур ранее была столь значительна, потребовала столь напряженного внимания к ним, что переключение мысли на вновь возникшие элементы позиции оказалось затрудненным даже тогда, когда указанные фигуры были разменены или уничтожены.
Часто возникновение отрицательных остаточных образов связано с убежденностью в сохранении контроля над определенными полями, хотя в действительности такой контроль уже отсутствует.
Можно говорить об отрицательных проявлениях остаточных образов как о распространенном недостатке мышления шахматистов. Особенно заметно негативное влияние остаточных образов в обстановке цейтнота. Создается парадоксальная ситуация, в которой, казалось бы, сильные стороны мышления: глубина, устойчивость — оборачиваются слабостью. Впрочем, еще раз подтверждается старая истина: «Хорошо то, что в меру». А в рассмотренных случаях как раз и наблюдалось нарушение необходимой меры в соотношении между устойчивостью и динамичностью мышления.
Однако не всегда остаточные образы выступают в роли тормоза творческого процесса. Можно отметить их положительное значение при сознательном регулировании внимания, действенном самоконтроле. При этих условиях идеи, возникшие ранее в ходе игры, не превращаются в аксиомы, а используются в измененном виде применительно к новым особенностям позиции.
Такое проявление остаточных образов очень полезно, так как обеспечивается последовательность в обдумывании. Благодаря этому создаются предпосылки для лучшей преемственности этапов развития партии, игра становится более цельной и планомерной. Познакомимся с примерами положительного проявления остаточных образов.
Наличие положительного остаточного образа позволяет последовательно бороться за осуществление какого-либо плана, приноравливая его соответственно к меняющейся обстановке в партии.
Нередко возникающий в партии замысел содержит завуалированную тонкость, которая может быть весьма неприятной для противника. Однако немедленное проведение этой идеи встречает опровержение. В таких случаях, «завязав узелок» на память, шахматист какое-то время занимается выжидательными маневрами, чтобы лучше замаскировать ловушку, создать у противника ощущение безопасности его позиции. В этом плане характерен опыт Бронштейна, Ларсена и Таля, неоднократно и с успехом применявших указанный психологический прием.
Итак, при сознательном переключении внимания на изменившиеся элементы ситуации остаточный образ оказывает положительное влияние на эффективность мыслительной деятельности, способствуя ее последовательности и цельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий