22.08.2012

Остаточный образ и его роль в мышлении шахматиста

Мышление шахматиста при выборе хода носит слож­ный, динамичный характер. Это процесс, в котором предвидение будущего, оценка возможных из­менений ситуации опираются на образ существующей позиции и связаны с предшествующим развитием игры. В мышлении шахматиста при выборе хода представле­ны образы будущего, прошлого и настоящего.

Исследования показали, что влияние образов, отра­жающих разные этапы развития игры, очень специфично и неравномерно. В одних случаях преобладающее влияние на выбор решения оказывают прошлые идеи и оценки, в других — полная удовлетворенность настоящим состоя­нием позиции и т. д. Поэтому возникла необходимость рассмотреть динамические свойства образов шахматного мышления. С этой точки зрения мы будем различать обра­зы остаточные, инертные и опережающие.

Остаточный образ — это мысленный перенос образа прошлой позиции или отдельных ее элементов (оценок возможностей отдельной или нескольких фигур) в неиз­менном виде в новую ситуацию, сложившуюся на доске. Тем самым прошлое как бы продолжается в настоящем, порой вытесняя действительность. При воз­никновении остаточных образов, как правило, наблюдает­ся статичность мышления, понижается переключаемость внимания.

Мы зафиксировали также несколько случаев, в которых существование остаточного образа прошлой позиции было связано с появлением в сознании своеобразных миражей, образов уже покинувших доску фигур. Роль этих фигур ра­нее была столь значительна, потребовала столь напряжен­ного внимания к ним, что переключение мысли на вновь возникшие элементы позиции оказалось затрудненным даже тогда, когда указанные фигуры были разменены или уничтожены.

Часто возникновение отрицательных остаточных обра­зов связано с убежденностью в сохранении контроля над определенными полями, хотя в действительности такой контроль уже отсутствует.

Можно говорить об отри­цательных проявлениях остаточных образов как о рас­пространенном недостатке мышления шахматистов. Осо­бенно заметно негативное влияние остаточных образов в обстановке цейтнота. Создается парадоксальная ситуация, в которой, казалось бы, сильные стороны мышления: глу­бина, устойчивость — оборачиваются слабостью. Впрочем, еще раз подтверждается старая истина: «Хорошо то, что в меру». А в рассмотренных случаях как раз и наблюда­лось нарушение необходимой меры в соотношении между устойчивостью и динамичностью мышления.

Однако не всегда остаточные образы выступают в роли тормоза творческого процесса. Можно отметить их по­ложительное значение при сознательном регулировании внимания, действенном самоконтроле. При этих условиях идеи, возникшие ранее в ходе игры, не превращаются в ак­сиомы, а используются в измененном виде применительно к новым особенностям позиции.

Такое проявление остаточных образов очень полезно, так как обеспечивается последовательность в обдумыва­нии. Благодаря этому создаются предпосылки для лучшей преемственности этапов развития партии, игра становится более цельной и планомерной. Познакомимся с примера­ми положительного проявления остаточных образов.

Наличие положительного остаточного образа позволяет последовательно бороться за осуществление какого-либо плана, приноравливая его соответственно к меняющейся обстановке в партии.

Нередко возникающий в партии замысел содержит завуалированную тонкость, которая может быть весьма неприятной для противника. Однако немедленное прове­дение этой идеи встречает опровержение. В таких случаях, «завязав узелок» на память, шахматист какое-то время занимается выжидательными маневрами, чтобы лучше замаскировать ловушку, создать у противника ощущение безопасности его позиции. В этом плане характерен опыт Бронштейна, Ларсена и Таля, неоднократно и с успехом применявших указанный психологический прием.

Итак, при сознательном переключении внимания на изменившиеся элементы ситуации остаточный образ ока­зывает положительное влияние на эффективность мысли­тельной деятельности, способствуя ее последовательности и цельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...