Очевидно, что развитие шахмат происходит не в вакууме, а в определенной социальной среде и отражает ее воздействия. При этом заметно влияние соответствующих культурных, научных и нравственных воззрений. Так, например, привлечение ряда научных теорий оказалось полезным для шахмат в методологическом плане, поскольку позволило определить задачи специальных шахматных исследований. Укажем в этой связи на концепцию академика Б. Ананьева о периодизации жизненного пути человека, способствовавшую выбору методов изучения возрастных особенностей игры шахматистов.
Но, конечно, нельзя согласиться с произвольным, механическим распространением на шахматную деятельность, к тому же без какой-либо экспериментальной проверки, некоторых положений из других областей знания. Тем самым подгоняются под заранее заготовленный ответ еще не исследованные факты и явления. Такая ситуация сложилась с работами, в которых шахматы и шахматисты рассматриваются с позиций психоанализа.
Вначале, однако, необходимо кратко рассказать о некоторых положениях теории Зигмунда Фрейда (1856—1939). Ядро теории — извечная тайная война между скрытыми бессознательными психическими силами (главная из которых либидо) и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде. Движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальные (либидо) и агрессивные. Либидо — доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам психологической защиты.
Сублимация — один из видов трансформации либидо, т. е. процесс переключения сексуальной энергии на цели социальной деятельности и творчества. Вытеснение — защитный процесс, в результате которого неприемлемые мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания в сферу бессознательного, продолжая оказывать влияние на поведение человека и выступая в форме тревоги, страха, нерешительности и т. п.
Итак, говоря схематично, в процессе развития человека происходит постоянный и активный натиск бессознательного, стремящегося прорваться в сферу сознания. Благодаря особой инстанции — цензуре — бессознательному оказывается сопротивление на путях его прорыва, и многие социально неприемлемые чувства, мысли и воспоминания вытесняются обратно или трансформируются (сублимируются). Творчество человека объявляется результатом преобразования его либидо.
Основы личности закладываются в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет дальнейшее психическое развитие. Причем здесь одну из главных ролей играет так называемый «комплекс Эдипа» (у девочек «комплекс Электры»). Это комплекс представлений и чувств, в основном бессознательных, заключающийся во влечении к родителям противоположного пола и стремление физически устранить родителя одного с ним пола. Это вызывает у индивида состояние внутреннего конфликта. Эдипов комплекс получил название по имени царя Эдипа из древнегреческого мифа, который, согласно легенде, убил своего отца и женился на матери, не зная, что это его родители.
Наряду с рассмотренными концептуальными построениями к психоанализу также относят довольно обособленную дисциплину — своеобразный психотерапевтический метод лечения неврозов путем изучения ошибочных действий человека, оговорок и содержания сновидений. Полагают, что этим способом возможно проникновение в сферу бессознательного. Надо сказать, что данный метод лечения оказался эффективным.
Библиография работ, рассматривающих шахматы с точки зрения психоанализа (правда, только с позиций общей теории, а не применения психотерапевтических методик), насчитывает несколько десятков наименований. Среди них изданная в 1925 году в Москве книга А. Гербстмана (ставшего впоследствии видным этюдным композитором) «Психоанализ шахматной игры», а также наиболее известные на Западе труды Э. Джонса «Проблема Пола Морфи» (1931), Р. Файна «Психология шахматиста», с подзаголовком «психоаналитические взгляды на шахматы и шахматных мастеров», выходившая несколькими изданиями (с 1956 по 1982 год), и Н. Рэйдера «Шахматы, Эдип и мать Долороза» (1960).
Познакомимся с высказываниями упомянутых авторов. А. Гербстман пишет достаточно прямо: «Общая концепция шахматной игры есть проекцией Эдипова комплекса...». В качестве одного из доказательств он приводит известный рассказ Х.Р. Капабланки о том, как тот научился правилам шахмат, наблюдая за игрой отца. Капабланка при этом упоминает, что заметил неправильный ход, сделанный отцом (конем с белого поля на белое). Сообщает он также о последующей семейной партии, в которой отец потерпел поражение. А. Гербстман комментирует: «В начале всей деятельности Капабланки лежит Эдипов комплекс... Налицо постепенная градация неприязненных чувств к отцу: сперва отрицательная квалификация его: «Отец, весьма слабый любитель», затем — усиление отрицательной квалификации, унижение отца: «Я стал упрекать его в плутовстве», наконец, прямое восстание сына против авторитета отца: «Я ответил, что берусь обыграть его», восстание, завершившееся удовлетворением детских стремлений, победой над отцом».
А. Гербстман резюмирует: «Капабланка именно потому концентрирует всю силу воли на шахматах, что к этому его вынуждают властные голоса бессознательных комплексов, на первом месте — Эдипова комплекса». Дальше — больше. Широкое распространение шахмат в СССР автор объясняет так: «Бессознательно переносится акцент в символе — с изображаемого (отца) на изображение (короля, царя): царь низвергнут народом, бессознательные желания очень многих частично (ибо царь лишь замещает отца) удовлетворены, и у большинства является стремление воспроизвести этот акт на шахматной доске, уничтожить хотя бы шахматного короля»...
Столь же прямолинейны и, добавим, бесцеремонны в перенесении психоаналитических откровений на шахматную доску Э. Джонс и Н. Рэйдер. Джонс, например, подчеркивает, что, поскольку в шахматах торжество одного означает беспомощность другого, то игра в этом смысле может рассматриваться в аспектах гомосексуализма и антагонизма, лежащих на линии конфликта отец — сын. Любопытно, что гроссмейстер Р. Файн высоко оценивал научный авторитет Э. Джонса и гордился отзывами последнего на его работы.
Книга самого Р. Файна состоит из четырех глав: 1. О шахматах. 2. Чемпионы мира. 3. Психозы у шахматистов. 4. Обобщение: теория шахмат. В приложении приведены два письма Э. Джонса автору и библиография.
Р. Файн, в отличие от указанных авторов, далеко не столь категоричен и прямолинеен во внедрении в шахматы постулатов фрейдизма и, конечно, он гораздо более квалифицированно обсуждает шахматные проблемы. И все же...
Р. Файн также объясняет стремление к игре проявлением Эдипова комплекса. Успех определяется энергией либидо. Файн делит шахматистов на два типа: героев, у которых либидо полностью сублимировалось на шахматы (Алехин, Стейниц, Морфи), и негероев (Стаунтон, Андерсен, Ласкер, Эйве, Ботвинник).
Любопытны характеристики, данные Р. Файном ряду выдающихся шахматистов. По его утверждению, Г. Стаунтон — типичный отец, стремящийся к верховной власти. Этим он объясняет отказ Стаунтона от матча с Морфи. Файн отмечает агрессивность («в статьях он всегда на кого-то нападал»), организованность, нарциссизм и консервативность в качестве отличительных свойств Стаунтона.
Вместе с тем играл Стаунтон спокойно, ожидая ошибок противника, и избегал действий «ва-банк». Это контрастировало с его агрессивным поведением вне шахматной доски. По этому поводу Файн замечает: «Мягкий человек может выпускать агрессию на доску, а агрессивный в жизни человек может играть очень спокойно».
Про Андерсена Файн говорит, что в жизни тот был благодушен, доброжелателен, никогда не ввязывался в ссоры и не имел врагов, но в шахматах преображался, играл часто авантюрно, так что трудно было видеть в нем степенного немецкого учителя.
Морфи обладал очень неуравновешенной психикой и крайне трудным характером.
В развитии и углублении тяжелого психического срыва Морфи большое значение имел отказ Стаунтона (верховного отца в глазах американца) от намеченного матча. Морфи воспринял это как игнорирование его. К тому же Стаунтон оскорбил Морфи в печати, заявив, что тот добивается матча «порочным путем» (специально приехал в Англию, проводил рекламные сеансы игры вслепую и т. п.). После этих событий либидо Морфи, как считает Файн, сильно понизилось. И это несмотря на то, что в связи с отсутствием у Морфи сексуального опыта его энергия сублимировалась в стремлении только к славе в шахматах.
Файн считает, что в большинстве случаев личность и шахматный стиль тесно взаимосвязаны. Стремление Морфи к упорядоченности и планомерности в шахматах согласуется, по словам Файна, с его «железным» распорядком дня, которого он придерживался годами: утром прогулка, днем — беседы с матерью, вечером — опера. Любил одиночество (однажды покинул дом через окно при прибытии гостя).
Рассказывая о Стейнице, Файн указывает на заметную трансформацию стиля игры первого чемпиона мира. В молодости Стейниц — изобретательный гамбитный игрок, создатель многих блестящих комбинаций. Но затем, достигнув шахматного Олимпа, Стейниц большое внимание начинает уделять обороне.
Став, по Файну, «отцом», он стремится прежде всего защитить завоеванную вершину от чужих посягательств. Но не только титул чемпиона мира он отстаивает: свои работы в области общей теории шахмат он ценил не меньше. Он борется, порой упрямо и наивно, за их безоговорочное признание, представляя себя в роли мессии в шахматах. Р. Файн подчеркивает, что путь Стейница был путем борца, весьма агрессивного и нетерпимого. Еще в юности он проявил характер, наотрез отказавшись от настояний семьи готовиться к карьере раввина. И далее — всю жизнь — он боролся везде: на шахматной доске, в газетных рубриках, бесконечно дебатировал с друзьями и ожесточенно сражался с врагами. А недругов у него было много.
Некоторых из них он обвинял в антисемитизме (по мнению Файна, не без оснований). В результате он даже начал писать книгу о евреях в шахматах.
С тридцатилетнего возраста стала особенно заметны его чрезмерная возбудимость и агрессивность. Он начинает страдать от бессонницы. А после поражений в матчах с Ласкером следуют тяжелые психические срывы. Волнений, ссор становится больше, а радостей почти не остается.
Благополучнее сложилась судьба Эм. Ласкера. Он тоже отличался независимым духом, но умело избегал ненужных конфликтов: в общежитии был приветлив, корректен, гостеприимен. К окружающим стремился относиться дружески (хотя в кризисные моменты был достаточно жесток и саркастичен).
В целом же Ласкер гордился своим философским отношением к жизни, посвятив ее, по выражению Файна, свободной интеллектуальной деятельности. Интересы Ласкера были весьма разнообразны: от изучения типов танков во время Первой мировой войны до математической теории игр и философии. Примечательна его философская работа «Общество будущего».
Был в дружеских отношениях с А. Эйнштейном, обсуждал с ним вопросы теории относительности.
Либидо Ласкера было однонаправленным. В 1908 году он женился, став, таким образом, в сорок лет сразу мужем, отцом и дедом (у его жены был ребенок от первого брака). Шахматы, как нетрудно убедиться, в жизни Ласкера значили не все. Сравнительно редкие выступления Ласкера в соревнованиях (однажды он сделал перерыв в девять лет) Файн объясняет тем, что шахматы приносили ему большое, может быть, чрезмерное либидальное удовлетворение. Поэтому он периодически оставлял шахматы ради других ценностей. Сравнивая стиль игры Стейница и Ласкера, Файн отмечает, что если Стейниц был более последователен, то Ласкер — гибче.
А Х.Р. Капабланка, по Файну, был Дон Жуаном шахматного мира. Играл легко, быстро. Обычно бывал весел. Стремился произвести впечатление, всегда изысканно одевался. Главное либидо — стремление побеждать. Став чемпионом мира, забросил занятия шахматами. Поражение от Алехина нанесло ему сильнейший удар. В известной степени закончился период самолюбования, нарциссизма, в котором он до этого пребывал.
Капабланка, как указывает Файн, любил и умел побеждать женщин. Из-за увлечения прекрасным полом Капабланка иногда терпел неудачи в шахматах. Файн приводит два примера: проигрыш Таррашу на финише турнира в Санкт-Петербурге (1914) и поражение в первой партии матча с Алехиным (1927). Стиль Капабланки Файн определяет как практический, это вытекает из «нарциссизма и ориентировки побеждать».
Кстати, побеждать Х.Р. Капабланка любил во всем: он превосходно играл в бридж, был хорошим теннисистом, а в студенческие годы выступал в составе бейсбольной команды Колумбийского университета (Нью-Йорк).
Заметна антипатия Файна к Алехину. Уже в первой фразе очерка об Алехине он называет его садистом шахматного мира. В характеристике Алехина Файн подчеркивает сильные компоненты нарциссизма. Так, в 1935 году при переезде польской границы Алехин на просьбу предъявить документы заявил: «Я Алехин — чемпион мира. Я не нуждаюсь ни в каких документах». В 1937 году на турнире в Маргете при упоминании имени Капабланки Алехин встал и вышел. Файн считает, что либидо Алехина требовало ниспровержения не только «отца» (т. е. Капабланки), но даже имени его.
Несмотря на то, что Алехин был женат пять раз, женщины не занимали значительного места в его жизни. Две последние жены были заметно старше его. Женщины являлись для него средством защиты от внешней агрессии и других трудностей. Так было, например, с его первым браком, который он использовал для того, чтобы в 1921 году покинуть Россию.
Изюминка стиля Алехина — создание неожиданных атак. В атакующем духе Алехина, полагает Файн, проявлялось его садистское отношение к «отцу».
Очень кратко Файн пишет об Эйве: правильная, упорядоченная жизнь, любимая жена, трое детей. Он не фанатик шахмат, как Алехин. Рациональная, спокойная жизнь наложила отпечаток на ординарный, стремящийся к безопасности, к логике стиль игры М. Эйве.
Сравнительно сдержанно говорит Файн о Ботвиннике. Во всяком случае, здесь отсутствует стандартный «джентльменский набор», включающий упоминание комплекса Эдипа, нарциссизм и т. п. В аргументации, однако, чаще используются социально-политические параллели.
«В течение многих лет, — пишет Файн, — русские прилагали большие усилия, чтобы доказать, что в их обществе, в отличие от частых случаев в других странах, творческий деятель избавлен от забот и мучений, присущих примадонне. Он может большей частью вести нормальную жизнь в обществе. Насколько известно, жизнь Ботвинника соответствует этой модели».
На формирование стиля игры Ботвинника, считает Файн, наложило отпечаток то, что России, окруженной капиталистическим кольцом, приходилось защищаться. Поэтому для стиля Ботвинника характерна контратака. Другие советские мастера, по мнению Файна, тоже придерживаются защитительной или контратакующей стратегии. Файн полагает, что причина тому и в своеобразном «отражении структуры советского общества, в котором инициатива отдельного человека сведена к минимуму».
Файн довольно подробно освещает тему психических заболеваний среди шахматистов. Он рассматривает психозы, которым были подвержены Морфи, Стейниц, К. Торре — герой московского турнира 1925 года, А. Рубинштейн, А. Нимцович, польский мастер А. Фридман и др. Заболевания приводили к искаженному отражению действительности, значительным изменениям в поведении. Однако, констатирует Файн, если удавалось провести своевременное лечение, то шахматисты снова включались в игру, и снижения мастерства не наблюдалось (например, у Нимцовича). Симптомы психических заболеваний у шахматистов, согласно Файну, трояки: паранойя (чаще всего сопровождаемая бредами преследования и ревности), мания величия и потеря чувства социальной реальности.
В течение ряда лет читатели просили меня рассказать о психоаналитических исследованиях в области шахмат, в частности о работах Р. Файна. Надеюсь, что теперь любопытство в известной мере удовлетворено. Неизбежен вопрос: как оценить попытку проникновения фрейдизма в шахматы? Выскажу сначала свою позицию по отношению к психоанализу. Фрейд и его последователи ввели в психологию ряд важных тем: проблему бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, специфики детского возраста. Интересны методы психотерапии. Но не могу согласиться со всесилием либидо, которое объявляется единственным источником творчества, и структурой личности, предложенной психоаналитиками. Не нашел подтверждения и их тезис об извечном антагонизме сознания и бессознательного. Напротив, они взаимодополняют и обогащают друг друга.
Что касается работ, которые мы рассматривали, то вряд ли можно согласиться с большинством высказанных соображений. Объясняется это не только уязвимыми местами в теории Фрейда, но и декларативностью и прямолинейностью подхода авторов, вроде бы попытавшихся ввести шахматы в лоно новой отрасли науки, а на самом деле навязавших древней игре лишь несколько спорных терминов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий