Обратимся к конкретным приемам воздействия. В них реализуется как профессиональная эрудиция игрока, так и его понимание себя и противника. Мы не претендуем на представление исчерпывающего списка приемов, а приводим лишь наиболее распространенные.
1. Мнимое согласие. Применяется тогда, когда удается обнаружить изъян в замыслах противника. Это случается при расчете вариантов или в оценке возможной в будущем позиции. Но эта «покорность» временная. На самом деле еще заранее определен рубеж, до которого можно следовать намерениям другой стороны. По достижению этого рубежа проводятся действия, выявляющие ошибки противника.
2. Заманивание. В отличие от ситуации, где применяется прием «согласия», здесь противник не выбрал определенного плана действий. Смысл заманивания состоит в стремлении «помочь» противнику сделать выбор. Он провоцируется какой-либо «приманкой»: перспективой выигрыша материала, захвата пространства, проведения атаки.
Расчет состоит в том, что противник, прельщенный заманчивыми возможностями, выберет путь, втайне предлагаемый другой стороной и, в конечном счете, невыгодный для него.
3. Выжидание. Этот прием похож на заманивание. Но если при заманивании для этого выставляется «приманка», то при выжидании попыток повлиять на выбор противника не делается.
Применение приема выжидания оправдано в ситуациях, когда противник лишен активных возможностей и попытка их проявить объективно необоснованна и связана с неоправданным риском. Часто в подобных ситуациях противник сам должен придерживаться выжидательной тактики во избежание худшего.
Однако далеко не все готовы смириться с подобным исходом. Одни — из-за положения в турнире, другие — из-за амбициозности и лихости характера. И те и другие рискуют, что часто приводит к плачевному результату.
4. Демонстрация ложной цели. Проводится какой-либо план или маневр, создающий у противника определенное соображение о цели действий другой стороны. А между тем истинные намерения скрываются.
Часто в качестве ложной цели используется игра на одном фланге, а тем временем готовится наступление на другом. Яркий пример — 6-я партия матча М. Ботвинник — М. Таль (Москва, 1960).
5. Многообразие угроз. Этот прием основан на том, что шахматисту психологически трудно находиться в состоянии «опасной неопределенности», т. е. тогда, когда противник располагает разнообразными угрозами. Какая из них будет реализована — неизвестно, но считаться с каждой из них необходимо.
Отсюда понятен старый шахматный афоризм: «Угроза сильнее ее исполнения».
6. Блеф. Это сознательные действия с целью изменить невыгодный ход борьбы. Для реализации приема используются средства авантюрного характера. Если противник найдет правильное возражение, то затеявшего блеф ожидает немедленный крах.
К таким мерам прибегают тогда, когда других перспектив нет. Например, в безнадежной позиции или в связи с особенностями турнирной ситуации. Когда, скажем, в последнем туре необходим только выигрыш для выполнения квалификационной нормы и т. д.
«Когда ничего другого не оставалось, я решил рискнуть. В покере это называется блефом», — сказал после партии Ф. Олафссон.
Правда, надо отметить, что найти выигрывающее продолжение белым было нелегко.
7. Демонстрация истинных целей. Этот прием еще можно назвать методом правды.
Как мы уже говорили, во многих ситуациях раскрывать подлинные планы невыгодно, и поэтому в шахматном противоборстве используются различные формы маскировки.
Стремление передать противнику ложную информацию о себе становится принципом деятельности в таких ситуациях.
Однако в некоторых случаях сильное психологическое воздействие на противника оказывает откровенная демонстрация своих намерений, своеобразное объявление: «Иду на вы!».
Этот прием применяется в определившихся позициях, где цель может быть достигнута, несмотря на противодействие другой стороны. Например, достижение выигрыша или ничейного результата, а также выполнение какого-либо игрового плана.
Прием предполагает воздействие на противника неотвратимостью результата партии или проведения невыгодного для противника маневра.
Так, например, весьма действенным средством нередко оказывается откровенная игра на упрощения с противником, которому по турнирному положению необходим выигрыш. Угрозой сделать ничью противник, стремящийся только к победе, провоцируется на необоснованные и неоправданно рискованные действия.
Рассмотренные игровые приемы можно условно разделить на активные: демонстрацию ложной цели, создания многообразия угроз, блефа, демонстрации истинных целей, и пассивные: мнимого согласия с противником, заманивания и выжидания.
И еще — все эти, различные по содержанию, приемы на практике часто проявляются не изолированно, а в различных сочетаниях, полезно дополняя друг друга. Так, к примеру, демонстрация ложной цели нередко используется совместно с методом выжидания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий