До сих пор объектом нашего внимания оказывались те особенности воздействия игры на психику шахматистов, которые способствовали развитию у них положительных качеств ума и характера.
Однако далеко не все стимулы деятельности шахматистов обеспечивают получение однозначных, положительных результатов. Хотелось бы понять причины возникновения подобной вариативности. Но для этого нам придется несколько отвлечься и вначале обратиться к разговору о природе шахматной игры.
Вроде бы общепризнанно, что шахматы сочетают в себе элементы науки, искусства и спорта. Действительно, если иметь в виду теорию шахмат, то она содержит все признаки научной дисциплины, а изучение шахмат проводится научными методами.
Искусство в шахматах это, конечно, не только и не столько композиция (составление задач и этюдов), сколько демонстрация искусства борьбы, искусства логики. Эстетические ценности, создаваемые высококлассной, творческой игрой, оказывают сильное воздействие на духовную сферу человека. Причем эффект этого воздействия нередко сохраняется на долгие годы. Так, например, мы продолжаем восхищаться партиями П. Морфи, А. Андерсена или И. Цукерторта, сыгранными около полутора веков назад.
И, наконец, спорт. В шахматах важен результат. Без этого они потеряют не только свою привлекательность, но и вообще перестанут быть шахматами. Исключить из шахмат элементы состязательности, азарта, борьбы и стремления к достижению победы — значит убить игру.
Когда-то греческий философ Гераклит сказал: «Спор — основа всего сущного». Отдавая дань этому соображению, большинство любителей шахмат видят в игре прежде всего борьбу. Именно спортивный элемент выделяется в качестве главного.
Эм. Ласкер писал: «Шахматы были... ошибочно представляемы только как игра, т. е. как вещь, которая не может хорошо служить серьезной цели, а создана лишь для развлечения. Если бы шахматы были только игрой, то никогда не пережили бы тех серьезных испытаний, которым подвергались за долгое время своего существования.
Некоторые горячие энтузиасты возвеличивают шахматы, как науку или искусство. Они — ни то, ни другое: но их главное характерное свойство — это, кажется то, что доставляет высшее наслаждение человеческому интеллекту, а именно — борьба».
Правда, в дальнейшем Эм. Ласкер указывает на значение научных и эстетических моментов, но опять-таки подчеркивает главенство мотива борьбы.
Вот некоторые из высказываний Эм. Л аскера: «Шахматы — прообраз жизненной борьбы»; «Шахматы полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать силы, потребные для деятельности в условиях противоборства. И в этом смысле шахматы очень полезны»; «Шахматы — не борьба деревянных фигурок, а борьба с эстетическим содержанием».
Приняв утверждение о том, что шахматы — это прежде всего борьба, мы неизбежно должны задать следующий вопрос — каков же характер борьбы в шахматах? Это бескомпромиссный поединок или легкая размолвка джентльменов?
Конфликт в шахматах, как правило, развивается остро и напряженно. Нередко встречающиеся в печати идиллические рассказы о «друзьях-соперниках», которые чуть ли не готовы помочь друг другу проявить свое искусство в товарищеском споре на 64-клеточной доске, лишены основания.
Наивно звучат, к примеру, слова французского публициста А. Дозани о том, что «Шахматные игроки — не враги, они только соперники в благородном поединке, пожимающие друг другу руку до игры и после нее», или утверждение И. Дьякова, Н. Петровского и П. Рудика, проводивших психологические исследования на Московском международном турнире 1925 года, что при противоборстве в шахматах «стремление сравнить свои силы получает форму временной, искусственной борьбы в условной обстановке, не затрагивающей личных отношений».
В действительности на шахматных досках развивается жесткая, а порой и жестокая борьба, мобилизующая весь комплекс духовных и нервных сил человека. Стимулятором жесткого противоборства выступают правила игры, о которых «отец кибернетики» Н. Винер сказал: «...в корне отличные от норм доброжелательности, они просты и безжалостны».
Главная цель игры — достижение победы. Но нельзя выиграть без того, чтобы другая сторона не проиграла. Поэтому успех одного означает ниспровержение, «устранение» другого. Победитель в шахматах фактически шагает вперед по «телам» поверженных оппонентов. Это, естественно, не может способствовать взаимной симпатии или даже нейтральному отношению противников.
Да, острый характер конфликта в шахматах порождает непростые нравственные проблемы. Многолетний поклонник шахмат Л. Толстой даже сказал: «Надо бросить играть в шахматы, они вызывают недоброе чувство к противнику».
Конечно, бросать играть в шахматы под влиянием настроения не стоит (как не оставил их и Л. Толстой). Но разобраться в нравственной атмосфере шахматного противоборства необходимо.
Жесткость шахматного противоборства преимущественно накладывает отпечаток на коммуникативные черты характера, выражающие отношения шахматиста к соперникам, а также тренерам, шахматной общественности, близкому и дальнему окружению, прессе.
Специфика шахматного противоборства оказывает очень сильное воздействие и на отношение шахматиста к самому себе, на его рефлексию.
Конечно, имеются индивидуальные различия в отношениях шахматистов к другим людям. По-разному строится и отношение к самому себе. Но при всем указанном заметно нечто общее: уверенность и боевитость в поведении классных шахматистов. Прав был В. Стейниц, говоривший, что «Шахматы — не для слабых духом».
Итак, шахматист — борец. К каждому очередному сражению — шахматной партии он должен мобилизовать свои духовные и физические силы, создать соответствующий эмоциональный настрой на встречу с конкретным противником. Благодушие при этом противопоказано.
Чаше встречается и лучше соответствует ситуации отрицательное отношение к противнику — вплоть до создания своеобразного образа врага. Г. Левенфиш неоднократно подчеркивал, что для успешной борьбы ему не нужны друзья и советчики, а необходим «нормальный образ врага».
Г. Каспаров не раз говорил, что во время партии у него включается «инстинкт убийцы».
В сходном плане описывают настроение М. Ботвинника во время игры многие его коллеги и журналисты.
Однако от внутренней позиции (отношения к партнеру как к врагу) до конкретных действий еще далеко. У многих негативное отношение к партнеру является средством серьезнее настроиться на борьбу, лучше мобилизовать свои собственные силы. В игре шахматист действует жестко, порой резко, но норм этики при этом не нарушает.
Один из наиболее ярких примеров — решающая, 32-я партия между А. Карповым и В. Корчным из матча на первенство мира (Багио, 1978). Ряд поступков В. Корчного в прошлом, а также во время матча вызывали у А. Карпова возмущение. Так что создавать «образ врага» А. Карпову не понадобилось — его сотворил сам В. Корчной.
Но это отчасти дань эмоциям. Если же говорить серьезнее, то свою естественную неприязнь к противнику А. Карпов сумел сочетать с превосходной профессиональной подготовкой к партии, спокойствием и уверенностью во время игры.
А. Карпов действовал сильно, четко и жестко. И никаких нарушений норм этики по отношению к В. Корчному как перед партией, так и во время ее хода допущено не было. А. Карпов одержал заслуженную победу и сохранил звание чемпиона мира.
Но далеко не все участники шахматных сражений придерживаются правил приличия во взаимоотношениях с соперниками. У них очко стало фетишем. «Для достижения успеха все средства хороши», — полагают многие (но, правда, вслух об этом не говорят).
Однажды в партии с С. Глигоричем М. Найдорф, сделав очередной ход, вдруг изменился в лице и с горестным восклицанием охватил руками склонившуюся голову. С. Глигорич, решив, что партнер «зевнул», без колебаний взял атакованную пешку.
Мгновенно лик аргентинского гроссмейстера изменился. Оказывается, противник угодил в хитро расставленную ловушку. С довольным видом М. Найдорф провел «карательную» операцию, в результате которой С. Глигорич оказался в проигранной позиции.
Конечно, поведение М. Найдорфа в этом эпизоде джентльменским не назовешь. Но это еще «цветочки». Нередко в сфере профессиональных шахмат используются гораздо более изощренные приемы, действие которых может серьезно угрожать психическому здоровью шахматистов.
Однако следование девизу «Цель оправдывает средства» не становится менее популярным (особенно среди молодежи). Не секрет, что они также уповают на принцип «победителей не судят».
Распространению подобных негативных тенденций в немалой мере способствует политика, проводимая ФИДЕ в последнее время. Укажем на сокращенный лимит времени на обдумывание, покровительство так называемым «быстрым» шахматам, проведение соревнований по нокаут-си- стеме и, наконец, непростительное забвение классических шахмат.
В практике шахмат еще недавнего прошлого поддерживался известный баланс между спортивными, эстетическими и научными элементами (при приоритете спортивного). Ныне же, когда «на плаву» благодаря новым правилам проведения соревнований остался лишь спортивный компонент, резко усилилось прославление «Его величества очка». Отсюда понятно желание овладеть им, невзирая на способы.
Добавим к сказанному, указав на возросшее финансовое стимулирование шахматных побед. В международных турнирах призы и гонорары за участие исчисляются десятками тысяч долларов. А в матчах на первенство мира оплата составляет уже миллионы долларов. Стремление к большим деньгам порождает во многих случаях нездоровые тенденции.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий