Специфика шахмат, выраженная в единоборстве, поединке одиночек, стимулирует развитие эгоцентризма, веры в собственную исключительность.
Эти моменты сконцентрированы в самооценке, которая и определяет стиль деятельности и поведения шахматиста. Не случайно, что многие шахматисты отличаются хвастовством. Оказавшись в компании, они, как правило, пытаются свести разговор к рассказу о собственных достижениях. Причем к действительным фактам нередко прибавляют вымышленные. Об ошибках и неудачах предпочитают не вспоминать.
Эта особенность общения часто сочетается с также очень распространенным среди шахматистов свойством — нежеланием и неумением слушать других. Говорить предпочитают сами.
В «высшем» шахматном обществе практически невозможен полноправный диалог. Попробуйте, к примеру, побеседовать с Е. Свешниковым — ничего не получится, придется ограничиться прослушиванием длинных монологов.
Сие, впрочем, неудивительно — шахматному асу, как правило, совершенно безразличны соображения собеседника. Ему интересны лишь собственные мысли и переживания.
Но в то же время такой шахматист стремится быть в центре внимания. Если он говорит, то желает, чтобы было больше слушателей, если что-то показывает на доске, то любит скопление молчаливых зрителей. Ему очень приятны восхищенные взгляды болельщиков.
В общем, быть на переднем плане — один из основных принципов жизни. М. Тайманов своим «умением фотографироваться» известен, наверное, не в меньшей мере, чем победами в сицилианской защите.
На коллективных фотографиях он всегда впереди. Например, на снимке, снятом в Посольстве США в Москве в 1955 году вместе с руководителями страны, оказались и шахматисты — участники матча СССР — США.
Рядом с Н. Хрущевым стоит лидер американских шахматистов С. Решевский. Там же наших представляет не М. Ботвинник, П. Керес или В. Смыслов, а улыбающийся М. Тайманов.
Для шахматной литературы и теоретических исследований типично, что многие авторы не замечают сделанного другими, обходят ранее высказанные оценки и рекомендации. Отсюда недалеко до плагиата.
В этой связи укажем на заимствование выдающихся методических работ В. Голенищева неким А. Гуревичем, плагиаты Э. Гуфельда у Н. Крогиуса и А. Матановича и многие другие подобные случаи.
Еще больший произвол царит в дебютной теории и в шахматной композиции. Доказано множество случаев заимствования дебютных идей и вариантов, а также приписывания авторства задач и этюдов.
Гроссмейстер Е. Свешников выступает за введение авторского права на партии в турнирах и матчах. Вряд ли осуществимо это предложение.
Но право на авторство литературных шахматных публикаций и шахматных композиций осуществить не трудно. Было бы желание у ФИДЕ и национальных федераций.
Порой неоправданное стремление прославить себя принимает гротескные формы. Так, шашист Г. выдавал себя за гроссмейстера И. Болеславского, а кандидат в мастера Л., выступая на периферии, рассказывал в лекциях о своих успехах в чемпионатах Ленинграда (в действительности он ни разу не играл даже в полуфиналах). Он при этом демонстрировал партии, якобы сыгранные им в этих турнирах (как выяснилось потом, это были партии Г. Лисицына).
Неисповедимы взлеты самовосхваления и бахвальства. Невольно вспоминаются гастроли О. Бендера в Васюках.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий