Шахматное мышление в значительной степени образно. Но что же понимается под «шахматными образами», какими характерными особенностями они обладают?
В определении понятия «шахматный образ» нет единого мнения. Физиолог В.Б. Малкин отмечал: «Опытным шахматистом в процессе игры накоплено большое количество шахматных образов, типовых позиций, по поводу которых он имеет сложившуюся оценку. Эти позиции и являются весьма существенными элементами языка, которым мастер творит свои «поэмы». Расчет вариантов в процессе игры необходим, прежде всего, для перехода из одной типовой позиции в другую».
Из этого высказывания видно, что главным признаком образа автор считает обобщенный элемент (оценку типичной позиции), а конкретные позиции, возникающие в процессе установления взаимоотношения между отдельными элементами ситуации (например, при расчете), не относит к образам. Здесь не учитывается и наглядная сторона образа.
Аналогичных взглядов придерживаются и другие исследователи (например, Р. Рети). Для доказательства того, что наглядные элементы носят в мышлении шахматиста подчиненный характер, приводятся высказывания 3. Тарраша и С. Розенталя.
Французский мастер С. Розенталь поделился с известным психологом А. Бинэ следующими мыслями: «Вы спрашиваете меня о зрительном воображении? Мой ответ зависит от смысла, который придается этому слову. Я вижу шахматную доску, как видят улицу, по которой проходят, не обращая на нее внимания. Когда вы открываете ваш шкаф, вы знаете, где находятся все вещи, хотя вы и не видите их все. То же самое и в отношении ходов, сделанных на шахматной доске».
В приведенных высказываниях достаточно ясно показывается значение моментов обобщения, абстракции в мышлении шахматиста. Но можно ли на основании этого говорить о противоположности наглядного и понятийного, единичного и общего в шахматном мышлении?
Мы придерживаемся мнения, что шахматный образ всегда представляет собой в той или иной степени обобщение. Но обобщающие моменты нельзя отделить от их наглядной основы. Они возникают как отражение предметного содержания ситуации. В процессе формирования шахматного образа происходит отбор элементов воспринятой ситуации. В образе воспроизводятся благодаря этому не все, а лишь наиболее существенные элементы.
«Тот или иной момент в представлениях отражается в общей структуре познания субъектом объекта и приобретает то или иное место в этой структуре в зависимости от своего объективного значения для самого предмета, а в определенных случаях — для деятельности субъекта», — писал академик Б.Г. Ананьев.
Приняв это положение, нетрудно заметить, что ни 3. Тарраш, ни С. Розенталь не отвергают наглядной стороны мышления шахматиста, а лишь описывают отбор существенных элементов и отбрасывание малозначимых (так, они не замечают величину, форму материал доски и фигур, а выделяют в сознании функциональные особенности фигур и полей, траектории их возможных перемещений).
Таким образом, поля и фигуры отражаются в сознании не сами по себе, а как носители смыслового содержания ситуации. В шахматных образах рельефно наблюдается единство абстрактного и конкретного, чувственного и логического, так как идея, оценка непосредственно выражаются в определенных ходах и вариантах.
Показательно упоминание о «характерном» ходе, т. е. о конкретном, наглядном элементе, который выступает в роли носителя смыслового содержания, оценки позиции.
Это принципиальное положение о взаимосвязи чувственного и логического в структуре образного мышления подтверждается результатами наших наблюдений и экспериментов.
Было установлено, что мастер, проводящий сеанс одновременной игры на 25—30 досках, как правило, немедленно обнаруживает отсутствие фигуры, нарочно снятой играющим с доски. Из бесед с мастерами и экспериментов выяснилось, что мастера не запоминают буквального расположения фигур в партиях, но в каждой из них руководствуются определенным содержанием: планом, идеей тактической операции. Обдумывая позицию со снятой с доски фигурой, мастер обнаруживает несоответствие прошлой оценки с настоящей. Начинаются поиски причин. В итоге — быстро восстанавливается наглядная картина всей позиции и обнаруживается «пропавшая» фигура.
То, что обобщение способствует обогащению наглядности, показали и наши эксперименты с последовательным показом испытуемым (кандидатам в мастера) двух позиций — сложного динамичного положения из практической партии и композиции с большим количеством фигур на доске. Испытуемые быстро восстанавливали положение из практической партии, так как оно имело определенное смысловое значение с точки зрения практика (характерную конфигурацию пешек, наличие.типичного плана предстоящей борьбы).
Восстановление же задачи оказалось гораздо более затруднительным. Большинство испытуемых (9 из 10) так и не восстановили точно расположение фигур, поскольку оно не отличалось логической взаимосвязью, характерной для практической партии.
В свою очередь точность восприятия, развитая чувственная сторона мышления обогащает смысловое содержание и является необходимым его атрибутом. Мы провели эксперимент с показом типичной позиции староиндийской защиты, возникшей в процессе развития партии Тайманов — Найдорф (Цюрих, 1953). Сходные по содержанию ситуации были известны испытуемым. Они быстро и правильно ответили на вопросы задания — найти лучшие планы игры за белых и черных — и указали характерные комбинационные приемы.
На следующем занятии испытуемым была предложена та же позиция, но был изменен цвет фигур, и они были расположены на доске в зеркальном отражении. Смысловое содержание этой позиции оставалось идентичным прежней, но изменение привычного цвета фигур и цвета полей их расположения привело к затруднениям в ответе на аналогичные первому заданию вопросы. Каждый из испытуемых потратил в среднем на 10 минут больше, чтобы правильно оценить возможности сторон.
Итак, шахматный образ проявляется в единстве его значения и чувственной организации. Шахматный образ — всегда оценка ситуации или ее структурных элементов, выраженная в конкретной форме действия фигур на доске.
Степень обобщенности шахматных образов различна и может рассматриваться в двух аспектах: 1) развития шахматиста и 2) связи с объективной сложностью предметного содержания позиции.
Обобщенный характер мышления шахматиста формируется и развивается в процессе совершенствования мастерства, овладения знаниями. Знакомство с принципами стратегии и тактики шахмат, с типичными позициями и приемами игры способствует развитию логического компонента мышления.
Справедливо мнение А. Бинэ, считавшего, что рост силы шахматиста сопровождается определенными стадиями развития его способностей к абстрагированию конкретного материала.
Обобщенность шахматных образов зависит также от сложности ситуации на доске. Необходимость более абстрагированного отражения вызывается бесперспективностью или невозможностью во многих случаях выбрать ход, основываясь преимущественно на конкретном вариантном расчете. В то же время отражение самой простой позиции с легко находимой форсированной игрой также проявляется в форме образа, но значительно менее обобщенного.
Таково психологическое содержание понятия «шахматный образ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий