Учитывая противоречивый характер проявления остаточных образов в мышлении шахматистов, актуальным представляется вопрос: какие меры можно предложить для ограничения отрицательного влияния остаточных образов? Прежде чем перейти к обоснованию конкретных рекомендаций, подчеркнем еще раз, что возникновение отрицательных остаточных образов связано с недостаточным учетом шахматистом того нового, что отличает настоящую позицию от предшествовавшей. При этом, как правило, не уделяется должного внимания действиям противника, наблюдается чрезмерная увлеченность собственными планами. Такая направленность мышления особенно опасна в сложных комбинационных позициях и в цейтноте.
Шахматист, у которого возникают отрицательные остаточные образы, обязан приложить усилия, чтобы проделать специальный анализ изменений позиции, происшедших после очередного хода противника. На тренировочных занятиях, при анализе партий, мы предлагали шахматистам — перворазрядникам и кандидатам в мастера — последовательно ответить на следующие вопросы:
1. Какова цель последнего хода, сделанного в рассматриваемой позиции?
2. Чем угрожает этот ход?
3. Какие новые возможности открываются перед стороной, чья теперь очередь хода?
Этот метод принес положительные результаты: количество отрицательных остаточных образов у занимавшихся по такой программе шахматистов сократилось. Успешно практиковался и другой способ борьбы с указанным недостатком: для сравнительного анализа предлагались почти идентичные по расположению фигур позиции, отличавшиеся каким-либо нюансом (например, положением пешки, не находящейся в главном районе столкновения сил). Требовалось выявить стратегическое и тактическое различие двух позиций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий