Вопрос о возрастных особенностях игры шахматиста имеет важнейшее практическое значение. В продлении своего спортивного долголетия заинтересован каждый шахматист. Но, как известно, одного желания недостаточно.
Чтобы разумно использовать имеющиеся резервы, сознательно управлять своим творческим развитием, шахматист должен знать о специфических особенностях различных периодов спортивного пути, закономерностях развития шахматных способностей, возможностях противостояния «грузу лет».
Подчеркнем, что проблема возраста шахматных достижений — это не только и не столько биологическая, сколько психологическая проблема. Проведенные исследования показали, что снижение шахматных успехов не является неминуемым следствием солидного возраста. Творческая активность личности, сила характера являются мощными факторами, успешно противостоящими спортивному регрессу в шахматах.
К сожалению, эта проблема изучена еще мало, хотя нельзя сказать, что ей не уделялось внимания. Еще в 1945 году А. Котов высказал мнение о том, что период наивысших успехов шахматиста приходится на возраст от 30 до 45 лет. Но это утверждение не было подкреплено статистическим материалом.
Социолог П. Бутенвиссер пришел к заключению о том, что шахматист сохраняет оптимальную силу игры до 50 лет. Однако этот вывод нельзя признать убедительным, поскольку он был сделан на основании анализа игры шахматистов средней квалификации, к тому же нерегулярно выступавших в соревнованиях.
Серьезное исследование, посвященное зависимости успехов шахматиста от возраста, принадлежит отечественному ученому — академику С. Струмилину. В книге «Проблемы экономики труда» (Москва, 1925) он провел статистический анализ результатов 43 матчей (1863—1911) и 34 международных турниров (1890—1914).
С. Струмилин сделал вывод, что наибольших успехов шахматист добивается в 32—33 года, далее наступает существенное снижение результатов, а после 60 лет наблюдается катастрофически резкий спад.
Работа Струмилина представляет несомненный интерес. Однако стоит остановиться на методических принципах его исследований. В основу сравнительного анализа им был положен абсолютный показатель, исход партии — очко, пол-очка, ноль. Этот метод нашел последователей. В частности, на нем базируются более поздние исследования профессора А. Эло (США) о сравнительной силе отдельных шахматистов.
Бесспорно, баланс набранных очков в известной мере отражает продуктивность труда шахматиста. Но более существенным фактором, характеризующим успех шахматиста, на наш взгляд, являются не очки как таковые, а то, как они соотносятся с результатами других участников.
Основная цель шахматного состязания состоит прежде всего в стремлении опередить соперников, а количественные показатели имеют при этом хотя и важное, но не главенствующее значение. Представляется поэтому, что более объективно обсуждать и сравнивать успехи шахматистов можно тогда, когда основными критериями оценки будут не абсолютные показатели (количество очков), а относительные (место в турнире, победа или поражение в матче).
Поясним эту мысль на примере. В состязании претендентов на звание чемпиона мира (Югославия, 1959) Ке- рес набрал 18% очков из 28, т. е. 66%, но занял лишь 2-е место и права играть матч с чемпионом мира не получил. В аналогичном турнире (Голландия, 1956) Смыслов с результатом 1172 из 18 (63,8%) был первым и получил право на матч с чемпионом мира. Сравнение этих достижений по методике Струмилина отдает предпочтение Кересу, а по существу большего успеха добился Смыслов.
Поэтому в проведенной нами работе места, занятые шахматистами в турнирах, а также общие результаты матчей были приняты в качестве основных критериев при сравнении успехов.
В анализе использован обширный фактический материал. Были рассмотрены итоги турнирных и матчевых выступлений сорока известных шахматистов, чьи выступления относятся к прошлому: Берна, Блэкберна, Чигорина, Гунсберга, Тарраша, Ласкера, Яновского, Тейхмана, Мароци, Пильсбери, Шлехтера, Маршалла, Дураса, Рубинштейна, Шпильмана, Видмара, Тартаковера, Капабланки, Нимцовича, Боголюбова, Левенфиша, Алехина, Романовского, Эйве, Штальберга, Рагозина, Флора, Найдорфа, Толуша, Ботвинника, Лилиенталя, Решевского, Элисказеса, Бонда- ревского, Котова, Сабо, Кереса, Болеславского, Симагина, Фурмана.
Исследование охватило круг шахматистов, родившихся между 1841 и 1920 годами. Всего было учтено 702 их выступления в 192 турнирах с 1881 по 1975 год.
Конечно, при анализе результатов матчей занятое место не могло быть использовано в качестве критерия успешности игры. Для оценки продуктивности матчевых выступлений каждого шахматиста мы использовали процентные показатели, достигнутые ими в совокупности отдельных партий против соперников определенной квалификации (силы игры). Участники матчей были разделены на квалификационные группы: 1) чемпионы мира и претенденты; 2) гроссмейстеры; 3) мастера международного класса. Так, например, для оценки результатов Рубинштейна в матче с Тейхманом (1908) был учтен средний результат в процентах, показанный Рубинштейном в партиях с гроссмейстерами. Процентные соотношения подсчитывались для каждого отдельного периода (старта, оптимума, финиша) в биографии шахматистов. Всего были рассмотрены итоги 180 матчей, сыгранных в период с 1878 по 1968 год.
Важное значение имел вопрос о выборе турниров и матчей. Для статистической обработки нужно было подобрать сопоставимые по силе участников соревнования в биографии каждого из названных шахматистов. Конечно, определение «удельного веса» того или иного соревнования — спорный и сложный вопрос, часто решаемый весьма субъективно. При выборе соревнований мы учитывали сравнительный состав участников, данные общественного мнения, оценки отечественных и зарубежных специалистов по истории шахмат и проблемам шахматной квалификации.
Была поставлена задача выявить для каждого шахматиста периоды начала его шахматной деятельности (старта), пика его творчества, оптимальных стабильных результатов, второй кульминации и снижения успехов. Сходная периодизация жизненного пути используется в психологических исследованиях многих других видов человеческой деятельности. Поэтому в данной работе имелась возможность опираться на методику этих исследований и сравнить возрастные особенности шахматной деятельности с другими видами труда, науки и искусства.
Правда, в психологической литературе, как правило, не используется понятие оптимального периода, а говорят о периоде кульминации. Причем имеют в виду две кульминации достижений: первую — относящуюся к периоду наивысших успехов в зрелости и вторую — проявляющуюся на финише жизненного пути и связанную обычно с кратковременным «взлетом», повторением прошлых высоких показателей.
Разделяя понятия оптимального периода и второй кульминации, мы руководствовались результатами анализа шахматных данных. Анализ показал, что расцвет творческой активности шахматиста характеризуется, как правило, долголетним постоянством спортивных достижений, и как по своей продолжительности, так и по значимости он несравним с периодом второй кульминации.
Понятие «оптимальный период» (или оптимум) характеризует время, в течение которого шахматист добивался стабильных и высоких для себя результатов, превышающих показатели других периодов не менее чем на четыре турнирных места в среднем. У каждого из шахматистов был определен также пик его деятельности, т. е. отдельное, наиболее высокое достижение на протяжении всей спортивной карьеры.
Финиш анализировался на двух уровнях: а) снижения силы игры, при котором отклонения от среднего показателя оптимального периода составляло пять мест, и б) спада успехов, при котором отклонение от оптимума было более значительным.
К периоду второй кульминации отнесены результаты шахматиста, достигающие среднего уровня оптимума, но показанные им после завершения оптимального периода (вторая кульминация рассматривалась в качестве самостоятельного периода лишь в том случае, если уровень достижений оптимума повторялся после перерыва не менее двух лет, а шахматист в течение этого срока продолжал выступать в соревнованиях.
Значительные трудности возникли в связи с обоснованием понятия старта шахматной деятельности. Этот термин используется специалистами далеко не однозначно. Одни считают стартом ознакомление с правилами игры, другие — первое участие в соревнованиях, третьи — начало серьезных самостоятельных занятий и т. д. А. Ильин-Женевский писал: «...жизнь шахматиста начинается не тогда, когда он узнает ходы фигур, а тогда, когда он серьезно заинтересовывается шахматами».
Это мнение представляется нам логичным. Стартом мы будем называть тот момент, когда у человека ярко проявляется склонность к шахматам. Выполнение этого требования вызвало, однако, большие трудности в сборе материала. Возникла необходимость разграничения первого знакомства с правилами игры и момента проявления склонности к шахматам.
Изучение биографий видных шахматистов показало, что в большинстве случаев их знакомству с шахматами сопутствовало появление ярко выраженной склонности к шахматной деятельности. Однако в процессе анализа иногда приходилось брать под сомнение свидетельства самих шахматистов. Например, А. Алехин рассказывал: «Я играю с 7 лет, но серьезно я начал играть с 12 лет». Однако далее, касаясь игры вслепую, он сообщил: «В возрасте 12 лет я пробовал играть не глядя на доску».
Как известно, игра вслепую требует солидной шахматной подготовки. На серьезное отношение Алехина к шахматам еще в возрасте до 12 лет указывают и другие факты: присутствие на выступлениях Пильсбери в Москве (в 10 лет), игра по переписке (тоже с 10 лет).
Приведенный пример показывает, что в каждом отдельном случае выявление истинного начала шахматной деятельности потребовало значительной работы, привлечения широкого круга биографических материалов.
В результате статистического анализа для каждого из сорока шахматистов были получены характеристики по указанным параметрам. В качестве иллюстрации рассмотрим данные о спортивном пути двух гроссмейстеров.
М. Чигорин (1850—1908). Изучено участие в 21 турнире и 14 матчах. Возраст старта — 16 лет. Пик — 39. Оптимальный период — 33—45. Снижение успехов — 46—52. Вторая кульминация — 53. Спад достижений — 54.
В. Рагозин (1908—1962). 17 турниров и 3 матча. Возраст старта — 12 лет. Оптимальный период — 27—31. Пик — 29. Снижение успехов — 32—37. Вторая кульминация — 38—39. Спад достижений — 40.
На основании обобщения собранных данных были получены следующие средние результаты: период оптимальных достижений длился немногим более 10 лет, его границы простирались преимущественно между 30 и 40 годами. Средний возраст пика — 35 лет. Некоторое снижение силы игры шахматистов наблюдалось в большинстве случаев на сорокалетнем рубеже, а особенно заметный спад достижений — после 47 лет.
Интересно сравнить эти данные с возрастными особенностями некоторых других видов деятельности. В хореографии оптимум располагается в среднем между 20 и 25 годами, в поэзии — между 30 и 35, в математике — между 25 и 34, в 35—39 лет у астрономов, позднее 40 лет у философов.
Полученные нами данные о возрастных особенностях развития шахматных достижений отличаются от результатов работ Струмилина и вносят в его выводы определенные коррективы. Безусловно, нельзя согласиться с ученым в том, что после 33 лет у шахматистов наблюдается значительное снижение успехов. Спад достижений, причем не очень существенный, по нашим данным, относится к более позднему возрасту — 41—43 годам.
Во многих исследованиях XX и XXI веков отмечается акселерация умственного и физического развития. Это явление стало особенно заметным начиная с 60—70-х годов прошлого века. Определенное омоложение успехов наблюдается и в шахматах. Тенденция к более раннему достижению успехов уже заметна в биографиях шахматистов более позднего периода — Глигорича, Корчного, Полугаевского, Таля, Спасского, Портиша, Ларсена, Фишера и др. Изучение возрастных особенностей их творческого пути — насущная задача шахматных исследователей.
Весьма интересно начались спортивные и творческие биографии у Ананда, Крамника, Топалова, Пономарева, Касымжанова, Камского, Ароняна, Карякина, Карлсена и ряда других молодых шахматистов. Но их жизнеописания — дело будущего. Правда, кое-какие особенности заметны уже сейчас — так, время старта существенно «помолодело».
Наряду со средними данными большой интерес представляют индивидуальные особенности спортивного пути видных шахматистов. Различия здесь выражены очень рельефно. Далеко не одинакова, например, продолжительность оптимального периода: почти 30 лет у Ласкера, 20 — у Алехина, 17 — у Ботвинника, 6 — у Рубинштейна, 6 — у Нимцовича, 4 — у Лилиенталя.
По-разному у ряда шахматистов соотносились результаты смежных, следующих друг за другом соревнований. Для многих на протяжении всего спортивного пути характерны значительные колебания результатов, частые чередования взлетов и падений. Наиболее заметно это выражено у Яновского, Шпильмана, Рагозина, Толуша, Котова.
Резкие колебания показателей почти не наблюдались у Тарраша, Пильсбери, Мароци, Капабланки, Алехина, Решевского. Особенно обращает на себя внимание постоянство высоких достижений Ласкера и Ботвинника. Это исключительные примеры спортивного долголетия в истории шахмат.
Заметны различия в динамике роста результатов на подходах к периоду оптимальных достижений. У ряда шахматистов (Чигорин, Маршалл, Дурас, Нимцович) первый крупный успех сопровождался неудачей в следующем соревновании.
По-разному протекало снижение успехов. Оно было постепенным и не имело резких колебаний, например, у Видмара, а вот Чигорин и Яновский резко понизили свои результаты.
Изучение индивидуальных особенностей спортивного пути шахматистов интересно не только само по себе, но имеет также большое значение для выявления факторов, позволяющих продлить шахматное долголетие, успешно противостоять влиянию возраста. Сопоставление возрастных показателей с психологическими характеристиками шахматистов, данными об их здоровье, жизненных условиях может помочь выяснению ряда вопросов. Главные среди них следующие: 1. Чем обусловлена длительность оптимального периода? 2. Какова роль возраста начала шахматной деятельности? 3. Каково значение периода второй кульминации?
Факты убедительно доказывают, что спортивное долголетие находится в прямой связи с общей одаренностью, широтой интеллекта. По-видимому, завидная продолжительность шахматных успехов Ласкера, Тарраша, Алехина, Капабланки, Ботвинника, Видмара, Мароци, Эйве, Левенфиша и ряда других шахматистов объясняется их высокой интеллектуальной тренированностью, умением пользоваться разными методами логического анализа.
Стоит напомнить, что Ласкер и Эйве известны как незаурядные математики, Тарраш — как врач, Видмар и Ботвинник — как видные инженеры. По свидетельству современников, высокоразвитым, гибким интеллектом обладали Капабланка и Алехин.
Наряду с широтой интеллекта значение имеет позиция личности, ее творческая активность, способность к критической оценке своих действий. Обратимся снова к примеру Ласкера, Алехина и Ботвинника.
Для Ласкера неутешительными оказались итоги турнира в Гастингсе (1895). Он занял 3-е место, проиграв главным соперникам — Чигорину и Таррашу. Это породило сомнения в праве молодого чемпиона мира считаться сильнейшим. После турнира Ласкер проделал огромную работу по критическому анализу своего творчества. Он понял, что недостаточно учитывал в игре индивидуальные особенности соперников. Уже в следующих турнирах (Петербург, 1895/96 и Нюрнберг, 1896) он продемонстрировал хорошее понимание стилей игры и характеров партнеров. С тех пор психологическая подготовка стала излюбленным «оружием» Ласкера.
В 1921 году Ласкер утратил звание чемпиона мира, проиграв матч Капабланке. Он был уже не молод в свои 53 года. Специалисты были единодушны: вновь Ласкеру не подняться. А он тем временем готовился к новым поединкам, совершенствовал технику игры, которая подвела его в матче с Капабланкой. Самокритичность Ласкера и стремление к самосовершенствованию вновь принесли плоды. Он с блеском играет в Нью-Йорке (1924) и Москве (1925), причем дважды опережает Капабланку.
С 1934 году, после длительного перерыва, Ласкер играет в Цюрихе. Итог посредственный — 5-е место. И он снова в работе, внимательно изучает новые стратегические идеи, технические приемы. В 1935 году он превосходно выступил на крупнейшем турнире в Москве. «67-летний Ласкер — моральный победитель турнира», — писал Н. Зубарев. Жизненный путь Ласкера — впечатляющий пример постоянного стремления к самосовершенствованию, творческой активности и самокритичности.
Похож на ласкеровский путь Ботвинника. В 1957 году он проиграл матч Смыслову. А в матч-реванше 1958 года мир увидел Ботвинника преобразившимся по сравнению с 1957 годом, хорошо подготовленным теоретически, физически и психологически» (В. Батуринский).
В 1960 году Ботвинник уступил мировое первенство Талю. Но через год, вопреки общим прогнозам, Ботвинник взял убедительный реванш. После поражения Ботвинник пересмотрел некоторые творческие установки. Он даже решился освоить применявшиеся Талем методы психологической подготовки и борьбы в позициях с оживленной фигурной игрой. «Чтобы рассчитывать на успех, мне пришлось записаться к Талю в ученики», — заметил М. Ботвинник.
Труднейшим испытанием для Алехина был период после поражения в матче с Эйве. Многими его проигрыш рассматривался как «последний акт» трагедии. Но Алехин мечтал о реванше. Для осуществления этой цели он два года упорно трудился: пересмотрел дебютный репертуар, тщательно проанализировал партии Эйве, резко изменил отношение к здоровью, в частности бросил курить. Как известно, самоотверженный труд Алехина был вознагражден — он в блестящем стиле выиграл в 1937 году матч-реванш на первенство мира.
Конечно, проблема спортивного долголетия шахматиста зависит от совокупности ряда факторов. Это отмеченные выше психологические аспекты — активная позиция личности, широта и гибкость интеллекта. Бесспорно значение состояния здоровья и жизненных условий. И, по-видимому, определенную роль играет время начала шахматной деятельности.
Для выяснения зависимости между продолжительностью оптимального периода и возрастом старта мы сравнили две группы шахматистов. В первую вошли начавшие играть до 10 лет. Это были Цукерторт, Шпильман, Нимцо- вич, Капабланка, Левенфиш, Алехин, Эйве, Решевский, Бондаревский, Болеславский.
Во вторую группу вошли те, чей старт был позднее 10 лет: Чигорин, Ласкер, Мароци, Пильсбери, Рубинштейн, Видмар, Флор, Ботвинник, Лилиенталь, Котов.
Следует отметить, что обе группы приблизительно равны по успехам их представителей. Поэтому в целом нельзя говорить о преимуществе какой-либо группы в таланте.
Были получены следующие данные: первая группа — средний возраст в момент старта 6,4 года, средняя продолжительность оптимального периода — 15,5 года; вторая группа — средний возраст в момент старта — 14,3, средняя продолжительность оптимального периода — 11,8.
Результаты анализа показывают, что шахматисты, начавшие играть раньше, сумели продлить свое спортивное долголетие. Представители первой группы познакомились с шахматами почти на восемь лет раньше, и оптимальный период их творчества был продолжительнее на 3,7 года. По-видимому, мы вправе предположить, что относительно ранний старт (до 10 лет) создает благоприятные предпосылки для продления активного творческого периода и отдаления момента спада.
Это предположение подтвердили проведенные нами исследования спортивного пути сорока шахматных мастеров. Выяснилось, что мастера, принявшие старт до 10 лет, в среднем сохраняли уровень достижений оптимального периода почти на 4 года дольше.
Рассмотрим проблему второй кульминации. При изучении этого интереснейшего явления в творческой деятельности шахматистов мы ставили задачу выявить объем второй кульминации и интервал между ней и оптимальным периодом. Мы попытались также определить условия возникновения второй кульминации. Читатель сможет в дальнейшем убедиться, что эти вопросы взаимосвязаны с продолжительностью оптимума и временем старта.
Оптимальный период творчества Чигорина относится к 1883—1895 годам (12 лет). В эти годы он добивался высоких и стабильных результатов: 1—2-е места в Нью-Йорке (1889), 2-й приз в Гастингсе (1895), 4-е место в Лондоне (1883), матчи со Стейницем (1889, 1891, 1892) и Таррашем (1893). После гастингского турнира 1895 года начинается постепенное снижение успехов Чигорина (Петербург, 1895/96, Нюрнберг, 1896, Вена, 1898 и др.). Хотя невысокие результаты в этих турнирах перемежаются с отдельными достижениями (Будапешт, 1896, Кельн, 1898 и 1999), но в целом неуклонный спад налицо. Об этом свидетельствует и качественный анализ партий Чигорина за этот период.
Так продолжалось до 1903 года, в котором Чигорин добился блестящих результатов. В мае он занимает 1-е место в сильном по составу турнире в Вене, опередив на 11/2 очка второго призера — Маршалла, а также Пильсбери, Мароци, Тейхмана, Шлехтера, Гунсберга. В августе Чигорин выигрывает тематический матч у чемпиона мира Ласкера (все партии этого матча игрались гамбитом Райса) и, наконец, в сентябре побеждает в III Всероссийском турнире, оказавшись впереди Бернштейна, Сальве, Рубинштейна. 1903 год стал периодом второй кульминации в творческой биографии великого русского шахматиста. После этой «лебединой песни» его успехи резко пошли на убыль.
У другого выдающегося гроссмейстера — Рубинштейна — оптимальный период относится к 1906—1912 годам. Вторая кульминация наступила через 17 лет. Во второй половине 1929 года он побеждает на турнире в Рогаской-Слатине, а в начале 1930 года берет 3-й приз в очень сильном турнире в Сан-Ремо (к этому следует добавить хорошие результаты на соревнованиях в Карлсбаде и Будапеште — оба прошли в 1929 году.
Анализ показал, что возрастные границы второй кульминации имеют широкий диапазон. У Чигорина и Мароци она проявилась в возрасте 53 лет, у Рубинштейна в 47—48, а у Рагозина — в 37—38. В среднем же вторая кульминация приходилась на возраст 44—45 лет.
В результате обработки статистических данных было также установлено, что вторая кульминация представляет собой сравнительно короткий этап в спортивном пути шахматиста. Ее продолжительность составляет в среднем немногим менее одного года. Таким образом, длительность оптимума превышает длительность кульминации в среднем в 10(!) раз.
Интервал между второй кульминацией и оптимальным периодом составляет в среднем 6 лет. После второй кульминации, как правило, наблюдается резкий спад уровня достижений шахматиста. Относительно медленное и постепенное снижение успехов, заметное в интервале между оптимумом и второй кульминацией, теперь сменяется быстрым и ярко выраженным падением практической силы шахматиста.
Сравнительный анализ биографических данных показал, что вторая кульминация в основном была у мастеров, относительно поздно начавших заниматься шахматами (после 11 лет). У шахматистов, стартовавших сравнительно рано (до 9 лет), вторая кульминация обычно не возникала.
Можно сделать вывод, что раннее знакомство с шахматами не только благотворно влияет на продолжительность оптимального периода, но и способствует более ровному чередованию спортивных результатов на протяжении жизненного пути шахматиста. Стартовавшие позднее, правда, обычно имели период второй кульминации, но этот недолгий взлет не восполнял относительной краткости их оптимального периода. К тому же резкий спад после второй кульминации означал и более быстрое завершение спортивной карьеры этих шахматистов.
Таким образом, спортивный путь шахматиста представляет собой единый, целостный процесс, отдельные этапы которого не протекают изолированно друг от друга. Исследование доказало значимость стартового периода, его определенное влияние на продолжительность и стабильность спортивных достижений.
В чем состоят психологические достоинства раннего старта? Каково его влияние на развитие мышления и характера шахматиста?
Р. Рети привел ряд интересных замечаний в пользу раннего старта в шахматной деятельности. Наиболее важное из них состоит, по нашему мнению, в указании на роль времени старта для формирования и развития интуитивных форм мышления шахматиста.
Интуитивная ориентировка имеет огромное практическое значение в шахматной борьбе. Она как бы сигнализирует шахматисту о тех главных особенностях ситуации, тех непосредственных угрозах, без учета которых нельзя приниматься за более углубленный анализ позиции. Неадекватное или недостаточно быстрое ориентирование приводит к тяжелым ошибкам в игре. Причем к ошибкам очевидным (просмотрам в один-два хода), казалось бы, необъяснимым для шахматистов высокого класса. Именно на такого рода ошибки Рубинштейна указывал Рети.
Чтобы проверить выводы, сделанные Рети, мы подвергли специальному изучению случаи очевидных просмотров в практике тех сорока гроссмейстеров, биографические данные которых мы рассматривали. Относительная частота ошибок, допущенных отдельным шахматистом, должна была свидетельствовать об уровне развития его интуитивной ориентировки.
Были рассмотрены партии, сыгранные в крупных международных и всесоюзных соревнованиях. Количество очевидных просмотров оказалось, в общем, не очень высоким. Просмотры встретились приблизительно в 4% партий.
Однако распределялись эти ошибки весьма неравномерно. У представителей второй группы (т. е. у шахматистов, стартовавших после 10 лет) их оказалось вдвое больше, чем у шахматистов первой группы. Известное постоянство тактических ошибок было выявлено у Чигорина, Рубинштейна, Ботвинника, Котова.
Сравнительно реже наблюдались просмотры в творчестве Блэкберна, Мароци, Пильсбери, Видмара, Флора. Однако во второй группе только о Ласкере можно сказать, что одноходовые просмотры в его игре носили единичный характер и являлись редким исключением.
В первой группе положение с ошибками оказалось иным. Лишь единичные просмотры имели место в творчестве Нимцовича, Капабланки, Алехина, Эйве, Бондаревского, Болеславского.
Несколько чаще ошибались Шпильман, Решевский и Керес, но и их «погрешности» почти вдвое уступают среднему показателю просмотров для второй группы.
Таким образом, анализ показал, что шахматисты, познакомившиеся с правилами игры до 10-летнего возраста (первая группа), значительно реже допускали очевидные тактические ошибки. Все это подтверждает предположение, что время старта, в частности относительно раннее начало шахматной деятельности, имеет определенное значение в формировании и развитии интуитивной оценки позиции и техники расчета.
Это заключение весьма существенно для обсуждаемого вопроса. Дело в том, что многие шахматные авторитеты (М. Ботвинник, Ю. Авербах, А. Котов) утверждают, что в развитии мышления шахматистов имеется определенная тенденция к снижению после 40 лет способностей к учету конкретных фактов и расчету вариантов. Если это так (а многочисленные факты подтверждают данное мнение), то высказанные выше соображения о значении раннего старта для развития интуитивных форм мышления и техники расчета позволяют объяснить влияние времени старта на продолжительность оптимального периода.
Высказывается мнение о том, что развитие интуиции шахматиста выражается также в экономичности мыслительной деятельности, быстроте и «легкости» игры. Чтобы собрать фактические данные, мы провели анкетный опрос среди участников Спартакиады народов РСФСР (Ленинград, 1967). В анкете содержались вопросы о старте шахматной деятельности и частоте (высокой, средней, низкой) попадания в цейтнот. Высокая частота означала, что цейтнот возникал более, чем в 50% игранных партий, средняя — от 25 до 50%, низкая — менее, чем в 25% от числа партий.
Всего было получено 103 ответа. Для данного исследования были отобраны те, которые дали шахматисты в возрасте от 30 до 40 лет (оптимальный период). Тем самым мы стремились изучить особенности проявления цейтнотных ситуаций в момент наивысшего развития творческих способностей шахматиста, чтобы исключить влияние старения или недостатка опыта на возникновение цейтнота. Рассмотрим полученные данные.
Результаты анкеты показывают, что участники Спартакиады народов РСФСР, начавшие играть до 10,5 года, оказались значительно менее подверженными цейтнотам, чем шахматисты, стартовавшие позднее.
Конечно, было бы неправильным видеть в раннем старте гарантию, которая автоматически обеспечивает шахматисту высокое развитие способностей. То, как сложится спортивный и творческий путь шахматиста, зависит от многих факторов. Большое значение имеют физическая подготовка, состояние нервной системы. Как мы отмечали, из-за сильного нервно-психического напряжения, вызываемого игрой, нежелательно до 10-летнего возраста участие в ответственных соревнованиях.
Решающую роль в становлении шахматиста и продолжительности спортивного пути играет его личностная позиция, активность и правильная оценка своих и чужих достижений. При ошибках в воспитании ранний старт может стать причиной возникновения отрицательных качеств. Так, например, П. Керес, характеризуя С. Решевского, справедливо отметил: «Привыкши еще с детства к чувству превосходства над противником, Решевский, по всей видимости, затаил это чувство и по сей день. Похоже на то, что он всегда стремится поставить противника перед разрешением каких-то задач и по своему усмотрению направлять ход событий. Однако позиция не всегда допускает подобную тактику».
Большое значение имеет вопрос о частоте турнирных выступлений в зависимости от возраста. Изучение биографий видных шахматистов прошлого и современности показало, что в оптимальный период число партий в год составляет около 40. Отметим, однако, что гроссмейстеры более поздних поколений в связи с повышением интенсивности шахматной жизни выступают в соревнованиях чаще. Средняя норма для них — 45 партий в год.
Приведем несколько примеров среднего количества партий за год: Чигорин — около 40 партий, Капабланка — 25, Алехин — 47, Ботвинник — 26, Решевский — 29, Керес — 45. Правда, распределение по годам не всегда и не у всех было равномерным. Так, Фишер за период с 1958 по 1971 год сыграл (в хронологическом порядке по годам): 39, 80, 68, 41, 68, 26, 11, 32, 35, 47, 26, 1, 73, 21.
Итак, многие видные шахматисты в наиболее активный и успешный период своей спортивной деятельности играли в среднем 40—45 партий в год. Отклонения от среднего уровня в отдельные годы, как правило, не превышали 10—15 партий (спортивный путь Фишера представляет в этом плане исключение). Следовательно, в год игралось 30—60 партий.
Можно ли считать такое количество партий оптимальным для шахматиста, находящегося в периоде творческого расцвета? Однозначный ответ, по-видимому, исключен. Имеются значительные индивидуальные различия в понимании того, сколько нужно играть.
Б. Ларсен писал: «Сколько партий можно сыграть за год «в полную силу» — дело сугубо индивидуальное. Для себя самого я считаю минимальной цифру 80...» Е. Геллер и С. Глигорич также утверждали, что для них полезны частые выступления. М. Ботвинник придерживался, как известно, иной точки зрения и в годы расцвета играл лишь по 20—30 партий в год. Следовательно, обязательного правила нет — шахматист должен сам попытаться определить объем нагрузки. Но о средних цифрах (40—45 партий в год) все же не следует забывать.
Заметим, что в оптимальный период с определением нагрузки дело обстоит сравнительно проще: результаты в известной степени сами регулируют частоту выступлений шахматиста.
Труднее определить объем нагрузки в период снижения достижений. Обычно в это время большинство шахматистов сокращают количество выступлений. С одной стороны, это объясняется тем, что число интересных турниров неизбежно уменьшается, с другой — невольными мыслями о возрасте.
Конечно, невозможно предложить универсальный рецепт. Но нам представляется целесообразным рекомендовать шахматисту, почувствовавшему, что успехи начинают сокращаться, играть чаще (естественно, при удовлетворительном состоянии здоровья). Этот совет основан на том, что после 40 лет в первую очередь снижаются способности шахматиста к вариантному расчету. Лучшая профилактика здесь — практические выступления. Укажем в этой связи на положительный опыт Решевского, Геллера, Глигорича, Фурмана, Нежметдинова.
По-видимому, нынешняя средняя граница оптимального периода (40 лет) не является пределом и может быть расширена. Б. Ананьев писал: «Мы не можем считать все потенциальные возможности личности «исчерпанными» в процессе старения... Поэтому в ближайшем будущем человечество, надо полагать, найдет более рациональные способы использования этих потенциалов в такие моменты жизненного пути, которые в наибольшей степени характеризуются накоплением жизненного опыта».
Не менее ярким примером является и спортивное долголетие Смыслова... но он родился в 1921 г. и, естественно, в исследуемую группу не попал.
В связи с этим проведение чемпионатов мира (и, естественно, страны etc.) для детей до 10 и 8(!) лет вызывает только недоумение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий