В спортивных кругах меня как психолога часто спрашивают о проблемах «иррационального» — от чудодейственных талисманов до загадок телепатии и ясновидения. Вообще спортсмены — люди суеверные, уважают приметы и доверяют талисманам и амулетам. Суеверия спортсменов не от серости, не от скудости ума, а от специфики спортивной деятельности.
Во-первых, в состязаниях бывает множество ситуаций, когда одно неверное движение или ошибочный ход могут перечеркнуть работу месяцев или даже лет. Так, например, А. Карпов в матче на первенство мира против Г. Каспарова (Испания, 1987) в заключительной, 24-й партии, одним неточным, 33-м ходом потерял мировую шахматную корону и солидный приз. Испытав подобное, поневоле начинаешь верить в «Его Величество Случай».
Во-вторых, перед игрой, да и во время состязания все волнуются. Необходимо успокоиться, обрести состояние боевой готовности. Именно для снятия оков тревоги и на- пряженности, привлечения счастья и удачи на свою сторону, избежания неприятностей и используется шахматистом (подсознательно или сознательно) разнообразный набор амулетов и талисманов, начиная от «счастливого» карандаша для записи партий и «беспроигрышной» рубашки до сиамского кота А. Алехина, которому вменялось в обязанность пройтись по шахматной доске перед игрой.
Своеобразную «страховку» призваны обеспечить и приметы. М. Ботвинник ходил на игру по «счастливому» маршруту, С. Тартаковер избегал фотографирования перед туром, Б. Спасский слушал песни Реброва и Вертинского и т. д.
Конечно, кредит доверия талисманам и приметам не беспределен. Обычно он исчерпывается при первом же серьезном несовпадении «знака судьбы» с ожидаемым результатом. Через какое-то время об отвергнутых приметах и амулетах забывают и начинают использовать новые «чудодейственные страховки».
Как следует относиться к подобным «зигзагам» в поведении шахматистов? Думаю, что терпимо и с пониманием. Ведь, по сути дела, указанными действиями шахматисты проводят полезную психотерапию.
Обратимся теперь к проблемам телепатии, оценка которых далеко не столь однозначна.
Однажды (дело происходило в середине семидесятых) на кафедру психологии Саратовского университета с таинственным видом зашел студент В., которого я знал и как любителя шахмат. «Николай Владимирович, — обратился он ко мне. — Я могу передавать мысли на расстояние. Это точно, проверял много раз. Дайте мне, пожалуйста, отзыв от кафедры — он нужен для организации выступлений перед публикой. Там и вы сможете принять участие».
От славы экстрасенса меня спасла шаблонная реакция научного работника: «Для начала давайте проведем эксперимент». В. забеспокоился, но отступать было уже поздно.
Мы вышли из университета. На углу улиц Астраханской и 20-летия ВЛКСМ мы остановились, и я сказал: «Не привлекая внимания прохожих, приказывайте им обернуться. Я буду считать». Из первой сотни людей, шедших в одном направлении, обернулось восемь человек, из второй — шесть. После этого В. о своих сверхъестественных способностях не заговаривал.
Несколько случаев связано с моей работой тренером Бориса Спасского. В начале одной из партий на первенство мира между Спасским и Петросяном (1969) ко мне подошел Ефим Геллер, неоднократно заверявший в своих симпатиях к Спасскому, и сказал: «В театр прибыл Акопян» (матч проводился в Московском театре эстрады; Арутюн Акопян — знаменитый артист-иллюзионист).
— Ну и что?
— Как что! Надо спасать Бориса!
— От чего спасать?
— Есть от чего. Он заставит Спасского сделать слабый ход, этого достаточно.
Кое-как уклонившись от продолжения разговора, я спрятался в пресс-центре. Но через полчаса я был обнаружен, и разговор возобновился на повышенных тонах:
— Надо не сидеть в пресс-центре, а принимать срочные меры! Акопян уже в зале.
— Но разве позиция Спасского ухудшилась?
— При чем тут позиция? Если не вмешаться, Акопян обязательно что-то придумает.
Спасаясь от разгневанного собеседника, я заглянул в игровой зал и увидел спокойно беседующих жену Петро- сяна и Акопяна, изготовившегося к атаке Спасского и заметно нервничающего Петросяна. Борис Спасский очень сильно провел эту партию и победил.
Однако вернемся к разговору с Геллером. Может быть, Акопян тогда все же представлял опасность для Спасского? Отвечу категоричным «нет»! Передать из зрительного зала на сцену какую-либо конкретную шахматную информацию Акопян не мог. Во-первых, потому, что факт такого мысленного трансфера по сей день не имеет научного подтверждения, а, во-вторых, даже при наличии такой возможности рядовой любитель шахмат Акопян прельстить Спасского правдоподобной «дезой» был не в состоянии. Просто не мог ее придумать.
Рассуждая теоретически, визит Акопяна мог оказать негативное воздействие на игру Спасского (вызвать состояние неуверенности, тревоги и т. п.). Но для этого требовалось необычное стечение обстоятельств: Спасский должен был раньше знать Акопяна; признать в нем сильную личность, способную влиять на настроение и поведение Спасского; внушить себе, что этот человек очень опасен для него; и, наконец, Акопян должен появиться в нужный момент игры, а Спасский — обнаружить его среди множества зрителей. Нетрудно заметить, что в рассмотренной воображаемой ситуации возможности негативного воздействия основывались на самовнушаемости главного персонажа. О телепатии сказать было нечего.
Любопытно, что по похожему сюжету развивалась нашумевшая история с отечественным психиатром В. Зухарем, который сопровождал А. Карпова во время матча с В. Корчным (Филиппины, 1978). В. Корчной, неожиданно уверовав в «демонические» способности Зухаря, объяснял свои поражения влиянием последнего. Неоднократно он требовал удалить доктора из игрового зала. Однако причины состояния Корчного надо было искать в его болезненной подозрительности и самовнушаемости, а не в мифических «происках» Зухаря.
Перед матчем Б. Спасского с Р. Фишером (Исландия, 1972) нам предлагали всевозможные услуги по оказанию психологического воздействия на Р. Фишера. Особенно активен был некто Л., утверждавший, что в Рейкьявике (куда Л. должен пригласить Спасский) он будет передавать американцу мысли о неизбежности его поражения и тем самым выведет из рабочего состояния. Я предложил для начала испытать его «метод» в Москве, после чего Л. быстро куда-то исчез.
С фактами точной передачи мыслей на расстояние я не встречался. Однако при непосредственном контакте такие случаи были. Вспоминаю фразу Вольфа Мессинга, оброненную им при знакомстве: «Зачем вы подумали, что я старый и немощный?». Но ведь это было первым, что бросалось в глаза. Здесь и в ряде других сходных ситуаций учет внешних данных обусловил успех в распознавании мыслей.
В условиях, присущих шахматным соревнованиям, очень информативно экспрессивное поведение (мимика, поза, выразительные движения) участников и отчасти зрителей. В шахматах экспрессия выражает эмоциональные состояния человека (уверенность или неуверенность, радость, тревогу, страх, досаду, удивление и мн. др.). Прямая передача мыслей посредством экспрессии (за исключением простейших случаев), конечно, неосуществима. Но, наблюдая эмоции другого человека, можно составить представление о характере его рассуждений.
Несколько слов о феномене ясновидения. Раньше корифеем в этой области считался В.Г. Мессинг — яркая личность, автор книги «Я — телепат». Рассказывают, что ему удавались прогнозы и что в беседе со Сталиным он правильно предсказал день и год окончания войны. Но, отдавая дань уважения его таланту, вспоминается, как в 1965 году он предсказал победу Талю в претендентском матче со Спасским. В действительности все получилось наоборот.
Впрочем, ошибки неизбежны в любом творческом поиске. Сейчас проблемами парапсихологии вроде бы занялись всерьез. Важно, чтобы эти исследования были подлинно научными.
Во всяком случае, такова одна из версий этой истории. Другие считают ее легендой, утверждая, что на партиях кот присутствовал, но мирно сидел на коленях у жены Алехина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий