В игре вслепую, на наш взгляд, может быть лучше, чем в других видах шахматной подготовки, совершенствуются динамические свойства мышления. Характер игры предполагает необходимость постоянного и точного сравнения опережающих образов с исходной позицией. Это требует систематической фиксации данной позиции и ее намеченных видоизменений.
Для подготовки шахматиста к практической игре в обычных условиях можно посоветовать несколько форм игры без полной опоры на восприятие позиций:
1. Анализ шахматных позиций в уме. Очень полезно, например, чтение шахматной литературы без доски, решение задач и этюдов подобным образом. Полезно также анализировать, не передвигая фигур, позиции из партий, стремясь при этом найти собственное решение, а затем сравнить его со случившимся в партии.
2. Игра вслепую при наличии доски без фигур. Пустая доска значительно облегчает ориентировку шахматиста, обладающего небольшим опытом игры вслепую. Благодаря наличию доски точная фиксация расположения фигур в имеющейся и прогнозируемых позициях становится посильной для шахматистов начиная с II разряда.
3. Игра вслепую без доски, но с ведением записи партии. Это более сложный и трудный вид игры вслепую, требующий известной подготовки. Игра без доски вызывает необходимость более точной фиксации промежуточных этапов рассматриваемого варианта.
4. Игра вслепую без доски и без записи ходов. На первых порах ведение игры может быть облегчено употреблением полной шахматной нотации при передаче ходов. Мы заметили, что объявление, например, хода Кс2-еЗ, а нее просто КеЗ, содействует лучшей фиксации в сознании расположения данной фигуры и всей позиции. По-видимому, определенное значение имеет то обстоятельство, что при полной нотации в сознании фиксируется не только конечный пункт движения фигуры, но и исходный, благодаря чему возникает более целостный образ сделанного на доске хода.
5. Игра вслепую на нескольких досках. Такой вид игры вслепую требует значительной подготовки. Для перворазрядника оптимальным мы считаем ведение двух партий, для кандидата в мастера — трех, для мастера — не более шести. При этом участники сеанса должны не менее, чем на два разряда уступать сеансеру. Как показывает опыт нашей тренерской работы, при соблюдении этих условий проведение небольших сеансов одновременной игры вслепую не вызывает чрезмерного утомления у взрослого человека.
В целом же игра вслепую и другие формы анализа без полной опоры на зрительное восприятие позиции являются полезными способами тренировки; они особенно важны для развития способностей к точному и верному предвидению предстоящего развития игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий