23.08.2012

Шахматы как модель научных исследований

Для понимания многообразия связей шахмат с жизнью полезно познакомиться с использованием шахмат в каче­стве модели научных исследований.

Раньше других к моделированию обратились психо­логи, педагоги и философы. Укажем на работы А. Бинэ, Б. Блюменфельда, А. де Гроота, А. Деланнуа, Н. Крогиуса, А. Нечаева, Я. Пономарева, В. Пушкина, О. Тихомирова, Р. Файна, С. Франка и др.

Шахматная модель использовалась этими учеными для исследования отдельных психических функций, изучения характера человека.

Во второй половине XX века и начале XXI века актив­ные исследования интеллектуальных функций человека велись представителями математической логики, теории игр, теории графов и математического программирования с помощью машинного моделирования (современные электронно-вычислительные машины могут совершать не­сколько сотен миллионов операций в секунду).

Отметим исследования В. Арлазарова, М. Ботвинника, А. Тьюринга, Л. Стиллера, К. Шеннона, Э. Цермело. Цель их научных поисков — создание искусственного интел­лекта, способного подобно человеку решать творческие задачи.

Шахматы взяты в качестве модели не случайно: для ис­следователя они обладают несомненными достоинствами:

1. Шахматы отличны определенностью и относительной простотой правил при богатом творческом содержании игры.

2.   Шахматная деятельность может быть строго задоку­ментирована.  Это облегчает достижение достоверных выводов.

3.   Шахматы обладают высокой концентрацией экстре­мальных ситуаций: цейтнота, «все или ничего», неуспеха и др. Это создает благоприятные условия для проведения экспериментов и наблюдений.

Аргументы против использования шахмат в качестве модели психологических и педагогических исследований преимущественно связаны с указанием на условность пра­вил  шахмат.

Однако во многих жизненных ситуациях не только орудия, но и люди действуют по определенным жестким правилам и заданным условиям, выполняя определенные функции.
В последнее время возрос интерес к проблемам меж­личностного конфликта. Практика человеческого обще­ния нуждается в научно обоснованных рекомендациях по профилактике возникновения конфликтов, выходу из конфликтных ситуаций путем компромисса или, напротив, доведения противоборства до решительной победы одной из сторон.

Представляется, что шахматы могут быть перспектив­ной моделью в социально-психологическом анализе кон­фликтных ситуаций.

В пользу этого утверждения приведем следующие сооб­ражения:

1.  По своему происхождению и условиям шахматы являются абстрактным отображением различных видов противоборства.

2.   Психологическая сущность состязания в шахматах принципиально сходна с другими видами межличностно­го конфликта: она заключается в осмыслении поведения соперника и выработке, с учетом этого осмысления, соб­ственной линии поведения, доставляющей другой стороне максимальные трудности.

3.   Принцип действий и способы психологического воздействия на соперника в шахматах и других видах про­тивоборства сходны (например, маскировка, заманивание).

Психология процесса принятия решения шахматным мастером нередко сравнивается с мыслительной деятель­ностью участников других конфликтов (военных, право­вых, экономических и др.).

4.   Многие решения в конфликтных ситуациях прини­маются в условиях неопределенности, когда не представ­ляется возможным установить единственную, наилучшую стратегию.

Подобные обстоятельства обычны для шахматиста, ко­торому часто приходится действовать на неполной ориен­тировочной основе.

Наличие неопределенности требует от человека готов­ности к риску. Многие решения, принимаемые шахмати­стом, связаны с риском.

5.  Так же, как и в большинстве других видах противо­борства, решения шахматиста должны быть окончательны­ми, поскольку исправить или уточнить выбор невозможно. Это требует особой ответственности не только за результат, но и за весь процесс игры. Поэтому соревнова­ния шахматистов отличаются, как правило, высокой на­пряженностью.

Использование шахматной модели позволило ученым значительно продвинуться в изучении как отдельных пси­хических функций и ситуаций, так и характера и личности в целом.

Бесспорные достижения зафиксированы, в частности, в результатах машинного моделирования. Цель проводимых по этой тематике исследований — создание «искусствен­ного интеллекта» — устройства, обладающего точным, сверхбыстрым и разносторонним мышлением, способного решать и создавать творческие задачи.
©Крогиус

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...