Для понимания многообразия связей шахмат с жизнью полезно познакомиться с использованием шахмат в качестве модели научных исследований.
Раньше других к моделированию обратились психологи, педагоги и философы. Укажем на работы А. Бинэ, Б. Блюменфельда, А. де Гроота, А. Деланнуа, Н. Крогиуса, А. Нечаева, Я. Пономарева, В. Пушкина, О. Тихомирова, Р. Файна, С. Франка и др.
Шахматная модель использовалась этими учеными для исследования отдельных психических функций, изучения характера человека.
Во второй половине XX века и начале XXI века активные исследования интеллектуальных функций человека велись представителями математической логики, теории игр, теории графов и математического программирования с помощью машинного моделирования (современные электронно-вычислительные машины могут совершать несколько сотен миллионов операций в секунду).
Отметим исследования В. Арлазарова, М. Ботвинника, А. Тьюринга, Л. Стиллера, К. Шеннона, Э. Цермело. Цель их научных поисков — создание искусственного интеллекта, способного подобно человеку решать творческие задачи.
Шахматы взяты в качестве модели не случайно: для исследователя они обладают несомненными достоинствами:
1. Шахматы отличны определенностью и относительной простотой правил при богатом творческом содержании игры.
2. Шахматная деятельность может быть строго задокументирована. Это облегчает достижение достоверных выводов.
3. Шахматы обладают высокой концентрацией экстремальных ситуаций: цейтнота, «все или ничего», неуспеха и др. Это создает благоприятные условия для проведения экспериментов и наблюдений.
Аргументы против использования шахмат в качестве модели психологических и педагогических исследований преимущественно связаны с указанием на условность правил шахмат.
Однако во многих жизненных ситуациях не только орудия, но и люди действуют по определенным жестким правилам и заданным условиям, выполняя определенные функции.
В последнее время возрос интерес к проблемам межличностного конфликта. Практика человеческого общения нуждается в научно обоснованных рекомендациях по профилактике возникновения конфликтов, выходу из конфликтных ситуаций путем компромисса или, напротив, доведения противоборства до решительной победы одной из сторон.
Представляется, что шахматы могут быть перспективной моделью в социально-психологическом анализе конфликтных ситуаций.
В пользу этого утверждения приведем следующие соображения:
1. По своему происхождению и условиям шахматы являются абстрактным отображением различных видов противоборства.
2. Психологическая сущность состязания в шахматах принципиально сходна с другими видами межличностного конфликта: она заключается в осмыслении поведения соперника и выработке, с учетом этого осмысления, собственной линии поведения, доставляющей другой стороне максимальные трудности.
3. Принцип действий и способы психологического воздействия на соперника в шахматах и других видах противоборства сходны (например, маскировка, заманивание).
Психология процесса принятия решения шахматным мастером нередко сравнивается с мыслительной деятельностью участников других конфликтов (военных, правовых, экономических и др.).
4. Многие решения в конфликтных ситуациях принимаются в условиях неопределенности, когда не представляется возможным установить единственную, наилучшую стратегию.
Подобные обстоятельства обычны для шахматиста, которому часто приходится действовать на неполной ориентировочной основе.
Наличие неопределенности требует от человека готовности к риску. Многие решения, принимаемые шахматистом, связаны с риском.
5. Так же, как и в большинстве других видах противоборства, решения шахматиста должны быть окончательными, поскольку исправить или уточнить выбор невозможно. Это требует особой ответственности не только за результат, но и за весь процесс игры. Поэтому соревнования шахматистов отличаются, как правило, высокой напряженностью.
Использование шахматной модели позволило ученым значительно продвинуться в изучении как отдельных психических функций и ситуаций, так и характера и личности в целом.
Бесспорные достижения зафиксированы, в частности, в результатах машинного моделирования. Цель проводимых по этой тематике исследований — создание «искусственного интеллекта» — устройства, обладающего точным, сверхбыстрым и разносторонним мышлением, способного решать и создавать творческие задачи.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий