Психологическая инициатива всегда опирается на реальные события в партии, она является результатом активных действий шахматиста. За инициативу надо бороться.
Поучительным был психологический фон важной партии Геллер — Фишер, сыгранной на межзональном турнире (Пальма-де-Майорка, 1970). Гроссмейстер Э. Гуфельд, тренер Геллера, рассказывал: «Перед игрой оба соперника испытывали неуверенность — Фишер потому, что до этого неоднократно проигрывал Геллеру, а Геллер высоко оценивал шахматный авторитет соперника. К тому же Геллер лидировал в турнире, а поражение передавало 1-е место Фишеру В общем, соперники расценивали возможную ничью как благоприятный для себя результат, хотя каждый не знал точно о состоянии и намерениях другого. И вот партия началась. На 5-м ходу Фишер избрал вариант, пользующийся репутацией ничейного.
В этот момент Геллер допустил невольный, но серьезный психологический промах. Ему представилось, что желанная цель близка, и у него вырвался возглас: «Ничья?!» Обеспокоенный до этого момента Фишер мгновенно преобразился. Он уверенно ответил: «Нет!» Взгляд потерял выражение озабоченности. А на доске он сразу же перешел к активным действиям — не очень опасным для противника, но все же требовавшим от того известной осмотрительности. Геллер же совсем расстроился. Через несколько ходов он зевнул пешку и в конце концов потерпел поражение».
В этом эпизоде впечатляет поведение Фишера после выказанной Геллером неуверенности: он немедленно перешел в наступление, проявив активность и решительность как на шахматной доске, так и в поведении. «Если бы Фишер, даже отказавшись от ничьей, так быстро бы не преобразился, я не получил бы в дальнейшем трудную позицию», — говорил Геллер позднее.
Завоевание и удержание психологической инициативы — это всегда борьба с волей соперника. Борьба, в которой промедления и уступки одной стороны неизбежно переходят в достижения другой. В этой связи небезынтересны для шахматистов мысли, высказанные специалистом в области военной психологии М. Кампеано: «Роковым образом инициатива одной армии растет прямо пропорционально пассивности другой. Попутно, с одной стороны, увеличивается доверие к себе, с другой — недоверие».
Борьба за психологическую инициативу имеет множество разновидностей, в которых в зависимости от конкретных условий борьбы с разной значимостью выступают различные ситуативные и личностные факторы. Однако, как нам представляется, все же можно и нужно выделить основные общие правила борьбы за овладение психологической инициативой. Сформулированные нами основные правила являются руководящими требованиями к ведению психологической борьбы применительно к условиям шахматной деятельности: 1) маскировка собственных намерений и дезинформация противника; 2) создание для противника максимальных трудностей.
Некоторые исследователи психологии межличностного конфликта выделяют внезапность в качестве главного условия достижения успеха в борьбе. Однако здесь мы не причислили внезапность к основным шахматным правилам. Внезапность в шахматах является не руководящим требованиям к ведению психологической борьбы, а возможным следствием умелого создания трудностей противнику и хорошей маскировки.
Правила маскировки и создания максимальных трудностей тесно взаимосвязаны между собой. Удачная маскировка затрудняет другой стороне поиски верного решения. В свою очередь, появление у шахматиста трудностей с нахождением решения облегчает проведение против него маскировочных акций. Например, часто прибегают к следующему приему: основываясь на знании недостатков стиля противника, ставят перед ним субъективно трудные задачи, а затем, воспользовавшись возникшей неуверенностью, проводят скрытую подготовку решающего наступления.
Рассмотрим подробнее указанные правила. Говоря о маскировке, подчеркнем, что это всегда не только дезинформация о собственных замыслах, но и неизбежное воздействие на противника, при котором он как бы провоцируется на невыгодные для него действия.
В результате проведенного анализа мы выделили различные виды маскировки. Они различаются по содержанию — маскировка в поведении и в действиях на доске, по уровню активности — активная и пассивная, по масштабу скрываемых целей — стратегическая и тактическая.
Маскировка в действиях на доске, как правило, рассчитана на то, что противник удовлетворится явным, очевидным смыслом хода (или маневра), а скрытые возможности позиции рассматривать не будет. Эффективность маскировки зависит от выбора действий, используемых для дезинформации противника. Эти действия на доске должны удовлетворять следующим условиям: а) быть объективно обоснованными; б) быть правдоподобными, т. е. соответствовать логике развития игры; в) обладать надежностью, т. е. при раскрытии противником их истинного смысла он не должен добиться больших выгод, чем при реализации других разумных продолжений; г) иметь индивидуальную направленность, т. е. основываться на понимании сильных и слабых сторон стиля игры и характера противника.
Игнорирование этих условий, как правило, не позволяет добиться желаемого результата. Особенно опасно игнорировать требования объективной обоснованности и надежности маскировочных действий. Так называемая ловушечная тактика, проводящаяся вопреки объективным условиям и рассчитанная лишь на промах противника, чаще всего терпит крах. Применение «ловушечной тактики» — пример неправомерного противопоставления объективной и субъективной сторон деятельности, чрезмерного преувеличения роли субъективного фактора.
Маскировка в поведении чаще всего выражается в мимике, жестах, а также в высказываниях шахматиста. Искусно имитируемые состояния подавленности, внешней сдержанности или оптимизма являются действенными средствами дезинформации противника, особенно в наиболее напряженные моменты борьбы. Маскировка подобного рода рассчитана на создание у противника неверного представления об эмоциональном состоянии партнера, его отношении (положительном или отрицательном) к развитию борьбы.
Наибольший эффект дает согласованная маскировка в действиях на доске и поведении. Так, например, Б. Ларсену часто успешно удавалось сопровождать видимые цели своих маневров на доске соответствующими нюансами поведения. Нередко демонстрируемая им непоколебимая внешняя уверенность в сочетании с изобретательностью игровых замыслов заставляли соперников верить ему «на слово» и ограничиваться поверхностным анализом ситуации.
Таким образом, соответствующее поведение выполняет функцию подкрепления дезинформации, передаваемой действиями на доске.
При относительно пассивной маскировке проявление агрессивных действий ограничено. Противник провоцируется не открытым нападением, а кажущейся безобидностью маневров на доске. В поведении этот вид маскировки выражается внешней сдержанностью, пониженной эмоциональностью.
Конечно, разделение маскировочных действий на активные и относительно пассивные — условно. Между крайними проявлении имеется множество промежуточных образований. Обозначение одного из видов маскировки как относительно пассивного вызвано тем, что и ему присуща определенная активность. Этот вид маскировки обычно реализуется приемами выжидания, заманивания или показного согласия с противником. Каждый из этих приемов в конечном итоге преследует активные цели.
Маскировка также различается по масштабам скрываемых целей на стратегическую и тактическую. В первом случае противника стремятся дезинформировать относительно намеченных планов игры, во втором — относительно способов реализации этих планов.
Обычно подготовка и реализация планов требуют значительной затраты времени. Поэтому стратегическая маскировка затруднительна и застает противника врасплох сравнительно редко. Для успеха подобной маскировки, как правило, требуется выполнение сложной задачи — создание двух относительно независимых группировок фигур, угрожающих противнику на разных флангах. Искусством такого ведения борьбы отличались Эм. Ласкер и А. Алехин.
Чаще встречаются примеры успешного проведения тактической маскировки, поскольку просмотреть какой-либо отдельный ход или комбинацию легче.
В процессе исследования было установлено, что маскировке благоприятствуют позиции со сложным характером борьбы и неопределившейся оценкой. Здесь имеется значительно больше возможностей подготовить правдоподобную дезинформацию.
Напротив, в позициях с определившейся оценкой и в тех, где борьба носит форсированный характер, применение маскировки практически исключено. Вместе с тем отметим, что возможности эффективной маскировки ограничены и в сложных положениях, если имеется цейтнот.
Следует также подчеркнуть, что проведение маскировки связано со значительным усложнением мыслительной деятельности, поскольку она требует одновременного существования в сознании шахматиста двух планов действий, истинного — скрываемого от противника и ложного — предназначенного для передачи.
Рассмотрим другое правило борьбы за психологическую инициативу — правило создания противнику максимальных трудностей.
Заметим, что одни и те же объективные трудности переживаются разными людьми неодинаково. Это обусловлено индивидуальными психологическими особенностями человека. Стремясь к созданию трудностей для соперника, надо иметь в виду не только их объективную значимость, но и индивидуальность партнера. Понимание его личности, особенностей его характера, достоинств и недостатков стиля игры является необходимым условием для создания противнику максимальных затруднений. В практике шахмат наиболее успешно создавал помехи в деятельности соперников Ласкер. Например, против Тарраша он затевал бурные, подчас крайне рискованные комбинационные осложнения, а с Яновским боролся строго позиционными методами. Применение Ласкером разнообразных приемов борьбы основывалось на глубоком понимании соперников, умении выбрать субъективно наиболее трудные для них ситуации.
Подчеркнем, однако, что создание трудностей — это двусторонний процесс. Форсируя возникновение острой позиции, надо понимать, что она неизбежно вызовет трудности в игре не только у противника, но и у себя самого. Отсюда следует, что действовать нужно так, чтобы создать большие трудности противнику и меньшие себе. Для решения этой задачи мало одного лишь знания противника. Нужно не только учитывать объективную значимость трудностей и степень их воздействия на индивидуальность противника, но и знать себя, собственные сильные и слабые стороны, предвидеть степень воздействия тех или иных трудностей на собственную психику. Приходится, выражаясь метафорично, вести борьбу за овладение «меньшим злом», за изменение ситуации в таком направлении, чтобы возникшие трудности тяжелее переживались противником.
Показательна в этом отношении игра В. Смыслова. Он часто, особенно против шахматистов, тяготеющих к атаке
на короля, форсировал переход в равный, но сложный многофигурный эндшпиль. В окончаниях подобного рода успех ему приносило верное понимание того, что возникающие трудности окажутся более значительными для соперников.
Было бы ошибочным преимущества и недостатки борющихся сторон (материальные и моральные) рассматривать изолированно, отдельно для каждого из противников. Плюсы и минусы, достигнутые в борьбе одним из соперников, необходимым образом взаимосвязаны и взаимообусловлены изменениями положения другой стороны. Овладение какими-либо преимуществами означает, что противник должен был отступить, допустить определенные ослабления. Поэтому создание противнику максимальных трудностей является условием, стимулирующим собственную деятельность. Отказ от воздействия на противника с возможно большей силой, предоставление ему передышки в конечном счете приводит лишь к увеличению затруднений в собственной деятельности, снижает собственные шансы на успех.
Ослабив натиск, один из партнеров тем самым «выпускает джинна из бутылки», чтобы снова бороться против него. Поучительными в этом смысле были некоторые партии гроссмейстера Д. Яновского, который, по словам Эм. Ласкера, мог десять раз держать в руках выигрыш, но, систематически откладывая решающее усилие, в конце концов уверенно проигрывал.
Рассмотрим особенности создания противнику максимальных трудностей в ситуациях наступления и обороны.
Практический опыт показывает, что максимальные трудности у обороняющегося вызывает наступление, которое ведется без промедлений, со всей возможной силой и энергией. Еще историки древности указывали, что надо подражать не Ганнибалу, остановившемуся после победы при Каннах и этим лишил себя плодов победы, а Цезарю, который преследовал неприятеля с еще большей стремительностью, чем во время боя. В. Стейниц сформулировал следующее правило: «...владеющий преимуществом должен атаковать под угрозой потери своего преимущества».
Конечно, приведенными советами нельзя пользоваться с догматичной прямолинейностью, необходим конкретный учет особенностей положения и состояния противников.
Так, например, в ситуациях, где шансы на успешную защиту дают лишь смелые и рискованные действия, невыгодно подводить обороняющегося к выводу о необходимости выбора именно таких действий. Понимание того, что возможен только единственный путь продолжения игры, повышает волю к сопротивлению и силу этого сопротивления даже у весьма осторожных людей. Ошибка многих соперников К. Шлехтера, Т. Петросяна и Г. Иливицкого состояла в том, что они вынуждали этих шахматистов к бескомпромиссной борьбе.
В подобных случаях наступающему выгоднее создать у противника иллюзию возможности выбора других, менее обязывающих продолжений. Для этого иногда используется выжидательная тактика.
Однако большинство исследователей занимают другую позицию. Мы также считаем, что при прочих равных условиях психологически труднее обороняться, чем наступать. Дело в том, что наступление способствует образованию положительных эмоций, которые, в свою очередь, являются мощным фактором повышения жизнедеятельности человека в целом.
Бесспорно, имеются индивидуальные различия в переживании трудностей обороны и наступления. Однако подавляющее большинство экспериментальных данных, собранных нами, подтверждает соображения об особой трудности действий в обороне. Были проанализированы случаи принятия ошибочных решений, которые допустили 70 видных шахматистов в ситуациях обороны и наступления. Почти 80% ошибок было допущено при защите. Даже у шахматистов, отличающихся особым искусством защиты (Т. Петросян, Р. Холмов), количество ошибок, допущенных в обороне, было выше соответственно на 20 и 25%.
Обсуждая проблему создания наибольших трудностей наступающему противнику, прежде всего скажем о правиле минимальных уступок. Эм. Ласкер писал: «Тот, чье положение хуже, должен хотеть защищаться, должен хотеть идти на уступки. Но он должен... делать лишь самые незначительные, лишь самые вынужденные уступки и ни на йоту больше. В этом и заключается внутренний этический принцип защиты».
Развивая это положение, Ласкер указывал, что никогда не следует идти на ослабление позиции, не будучи к этому вынужденным. В общем, никаких уступок добровольно. Следование этому совету создает наибольшие затруднения для атакующего противника.
Как уже говорилось, оборона — не только и не столько поддержание существующего положения. Смысл обороны заключается в подготовке контрнаступления. Пассивная оборона обычно не создает препятствий для противника. Обороняющийся должен стремиться к поискам встречных угроз, возможностей контригры. Как правило, он обязан придерживаться принципа активной обороны.
Итак, мы рассматриваем основные правила ведения борьбы за психологическую инициативу. Но знание этих правил еще не гарантирует достижение успеха. Если шахматист, выдвигающий сложные игровые задачи и проводящий маскировку, будет находиться в состоянии перевозбуждения или подавленности, эффект его действий будет ограниченным.
Очевидно, что успешная реализация указанных требований зависит и от психологического настроя самого шахматиста, прежде всего от его спокойствия и уверенности. М. Ботвинник справедливо говорил: «Спокойствие — далеко не декоративная вещь; у меня лично голова работает хорошо лишь тогда, когда я спокоен... Я стараюсь играть спокойно, не давая воли своим нервам, а этого далеко не просто добиться».
Практика шахмат содержит немало примеров успешной борьбы шахматиста с самим собой, изменения самооценки и эмоционального состояния, отрицательно влияющих на деятельность. К сожалению, этот ценный опыт обобщен еще недостаточно.
На основании проведенных исследований мы выделили наиболее значимые, на наш взгляд, способы саморегуляции, направленные на перестройку самооценки и эмоционального состояния и ограничение психологического влияния противника.
Способ, который мы назовем дискредитацией, применяется для изменения крайне неблагоприятной сравнительной оценки себя и противника. С этой целью намеренно привлекается тенденциозно подобранная информация, свидетельствующая лишь о слабых сторонах стиля соперника (например, выбираются для анализа только проигранные будущим соперником партии, учитываются результаты неудачных выступлений в соревнованиях).
Способ дискредитации использовал Алехин при подготовке к матчу с Капабланкой. Напомним, что до матча Алехину не удалось выиграть у будущего противника ни одной партии; кроме того, специалисты почти единодушно предсказывали легкую победу кубинского гроссмейстера. Для устранения возникшего «комплекса неуверенности» Алехин специально подобрал случаи ошибочных тактических решений соперника и другие примеры его неудачной игры. Этот целенаправленный анализ помог Алехину преодолеть имевшийся психологический комплекс и выйти на борьбу с уверенностью в своих силах.
В ряде ответственных соревнований способ мысленной дискредитации противника применял автор этих строк. Так, например, перед встречей с Кересом в 26-м первенстве СССР (1959) предметом специального анализа были партии, проигранные Кересом в последних соревнованиях.
Рассматриваемый способ саморегуляции обычно повышает веру в свои силы и позволяет в известной степени освободиться от чрезмерного воздействия авторитета соперника. Естественно, при использовании этого способа нежелательны крайности, например, возникновение снисходительного отношения к сильному противнику.
Способ идеализации применяется в противоположных ситуациях, т. е. тогда, когда имеет место крайне благоприятная сравнительная оценка своих возможностей и возможностей противника. Для преодоления излишней самоуверенности используется тенденциозно подобранная информация, свидетельствующая лишь о достоинствах стиля и характера противника.
О проведении подготовки в таком направлении рассказывал В. Симагин. Этот способ саморегуляции автор неоднократно применял в собственной практике, а также рекомендовал тем шахматистам, которые неудачно играли с аутсайдерами. Получены положительные результаты. Заметно повышалась объективность и ответственность в игре с более слабыми соперниками. При этом требуется, однако, сохранять меру и не утрачивать состояния уверенности.
Способ переоценки применяется для изменения отношения к происшедшим в ходе борьбы событиям, которые оцениваются как неблагоприятные. С этой целью проводится направленный мыслительный поиск для выявления в указанных событиях сторон, которые бы не соответствовали сложившейся оценке. Опираясь на обнаруженные нюансы, шахматист, часто намеренно преувеличивая их объективную значимость, убеждает себя в том, что прежняя оценка была занижена и требует изменения. Благодаря этому часто удается ограничить распространение депрессии и активизировать мыслительную деятельность.
Л. Полугаевский, например, рассказывал, что, играя черными сицилианскую защиту и находясь под сильнейшей атакой, он нередко успокаивал себя тем, что оценивал позицию с точки зрения якобы возникшего эндшпиля.
С. Тартаковер писал: «...вынужденная потеря пешки ведет часто к психологической подавленности, в то время как истолкование этой потери как жертвы пешки является источником, откуда можно черпать энергию для продолжения боя. Мы видим, таким образом, сколько оттенков можно придать одному и тому же обстоятельству и, несомненно, что боец, посвященный во все эти психологические тонкости... постарается их использовать к своей выгоде».
В данном способе саморегуляции заметна оптимистическая направленность, стремление учесть и подчеркнуть значение благоприятных моментов даже при очень трудном и опасном развитии событий.
Способ стимуляции применяется в тех случаях, когда шахматисту не удается, опираясь на мысленные доводы, настроиться на борьбу за овладение психологической инициативой. Поэтому он вынужден прибегать к опасным стимулирующим средствам.
Это, образно говоря, насильственный способ саморегуляции используется с целью резко изменить пассивное отношение к борьбе, форсировать мобилизацию волевых резервов личности. При этом шахматист намеренно прибегает к рискованным действиям, создает для себя трудности, временно превышающие трудности противника.
В партии с С. Флором (Копенгаген, 1966) Ларсен также намеренно избрал защиту Бенони, которая, как известно, требует от черных особенно изобретательной и активной тактической игры. Иначе неизбежно скажутся стратегические козыри белых. Ларсен писал: «Я рассматриваю построение черных почти как средство заставить себя самого играть агрессивно!»
Часто применяется способ перерыва. Использование этого способа связано с сознательным ограничением общения с противником. Например, «ведомый», сознавая опасность продолжающегося влияния «ведущего», по возможности сокращает контакты с ним. Для этого при ходе противника он отходит от шахматного столика, отказывается от совместного анализа после окончания партии (чаще это наблюдается в матчах), предпочитает не разговаривать с соперником перед началом игры и т. д.
С той же целью — прервать на некоторый срок невыгодное для себя психологическое взаимодействие — участники матчевых состязаний нередко прибегают к так называемым тайм-аутам. Любопытно, что в матчах претендентов за период с 1965 по 1978 год 70% тайм-аутов было взято после проигрыша.
Известны и другие способы саморегуляции. Широкое распространение, например, получили приемы управления направленностью внимания в процессе обдумывания. Однако эти способы не столь непосредственно связаны с психологическим взаимодействием соперников, и потому они здесь не рассматриваются.
Продолжая обсуждение проблемы борьбы за психологическую инициативу, еще раз подчеркнем, что эту борьбу ведут обе стороны, демонстрируя взаимные ловушки, маскировки, отвлекающие действия. В этой борьбе важно предусмотреть встречную дезинформацию противника. Надо учитывать, что каждая из сторон, сознательно или стихийно, стремится действовать по методу «айсберга», т. е. сообщить противнику лишь часть имеющейся информации — именно ту часть, руководствуясь которой он придет к невыгодному для себя решению.
В подобном столкновении двух мыслительных систем, двух личностей большое значение приобретает способность понять, что думает противник, что он скрывает от вас и что хочет вам внушить. Умственная деятельность, связанная с имитацией мыслей противника и анализом собственных рассуждений и выводов, называется рефлексией.
Приведем сначала нешахматный пример. Это происходило на севере Африки в годы Второй мировой войны. Контрразведка союзников обнаружила, что один французский полковник является нацистским агентом. Его перевербовали и стали снабжать гитлеровцев дезинформацией. Это удавалось до тех пор, пока фашисты не засомневались. Однако и разведке союзников удалось узнать, что ее агент разоблачен и его сообщения изучаются немецкой разведкой только с целью понять, в чем их хочет убедить противник.
Тогда от имени французского полковника было сообщено, что второй фронт будет открыт в Нормандии от 5 до 7 июня 1944 года. Для гитлеровцев это стало весомым доказательством того, что десант будет высажен не в Нормандии и не в эти числа. Но все произошло именно так (операция состоялась 6 июня).
Это еще не все. После того как сообщение подтвердилось, фашисты решили, что подозревали агента напрасно, и до конца войны верили ему. А тем временем передавалась дезинформация.
В этой истории мы можем уловить длинную цепь рефлексивных рассуждений. Преимущество в глубине рефлексии (союзники «видели» на ход дальше) позволило добиться успеха и фактически управлять рассуждениями гитлеровских разведчиков.
По принципиально похожей схеме ведутся рассуждения шахматистов в процессе состязания.
Во многих случаях рефлексия носит более сложный характер, чем в приведенном примере, но причины успеха остаются прежними: решает более глубокое и верное распознавание замыслов противника.
Поэтому для читателя не будет неожиданным заключение о том, что в процессе овладения психологической инициативой центральное место принадлежит рефлексии, которая, в свою очередь, опирается на знание противника и себя самого. При этом, конечно, нужны не эпизодические, отрывочные знания, а комплексное представление об особенностях игры и характера каждого шахматиста.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий