Разнообразны перипетии турнирной и матчевой борьбы. Нередко возникает ситуация, когда, как говорится, отступать некуда. — необходима только победа. Но одного желания мало, нужно и умение побеждать. Может быть, подготовленность, теоретическая и техническая вооруженность шахматиста решают успех дела, подумает читатель. Мы не будем оспаривать роль знаний, а отметим лишь, что часто примерно равные по классу игры и опыту соперники с далеко не одинаковой силой проводят решающие встречи. Любители шахмат помнят, как П. Керес у самой финишной ленточки, победив М. Тайманова в XIX первенстве СССР и Г. Барца на Будапештском международном турнире 1952 года, стал первым в этих напряженных состязаниях. Но не скоро забудутся и обидные срывы Б. Спасского в партиях с М. Талем и Л. Штейном из заключительных туров XXV и XXVIII чемпионатов страны.
Не будем копаться в подсчетах, сравнивая, на сколько микронов П. Керес был тогда сильнее Б. Спасского или наоборот, — важно другое: один из гроссмейстеров показал умение бороться и побеждать в критический момент, а другой не проявил эти качества.
А что это такое — умение побеждать?
Здесь не обойтись только дебютной эрудицией и проникновением в тайны стратегии. Здесь не менее важна так называемая психологическая настройка характера, мобилизующая волю и чувства шахматиста на ответственное испытание.
На шахматной доске чрезмерное возбуждение проявляется в лихой игре «ва-банк», когда атака ведется, невзирая ни на что. Активность подобного рода немногого стоит. Обычно наступление, не подготовленное достаточными позиционными предпосылками, быстро захлебывается, и «коварный» соперник без особых хлопот громит зарвавшуюся армию.
Партия Ю. Авербах — П. Керес состоялась в последнем туре XVIII первенства СССР В предыдущий день П. Керес проиграл Т. Петросяну, причем имея большое преимущество, и теперь его догнали А. Толуш и Л. Аронин. Оснований для огорчений, как мы видим, у П. Кереса было более чем достаточно. И вот он садится за доску с Ю. Авербахом. Нас не интересует сейчас подробный анализ этого эндшпиля. Важно другое: каковы основные причины победы П. Кереса? Ответ заключен в реализме, объективности его игры. Эстонский гроссмейстер показал, что когда возникает объективно равная позиция, бояться ее не стоит, ибо равное положение выиграть легче, чем худшее. Главное — бороться до конца, ставить перед противником все новые и новые задачи. Конечно, не сделай Ю. Авербах пару промахов — он не проиграл бы. Но его ошибки не случайны.
По-видимому, Ю. Авербах рассчитывал, что партнер не выдержит, где-то зарвется и поэтому не очень аккуратно маневрировал своими фигурами. А вышло, что здравый смысл, хладнокровие и умение использовать минимальное преимущество оказались лучшими рецептами в игре на выигрыш.
Однако не всегда цель достигается сравнительно гладко. Игра на выигрыш в творчестве М. Таля, Р. Фишера и Г. Каспарова сопровождалась порой чрезвычайно острыми моментами, в которых вряд ли можно было обнаружить общепринятый здравый смысл.
Но противоречия здесь нет. Вообще играя в шахматы, а особенно при игре на выигрыш, шахматисту следует стремиться проявить сильнейшие стороны своего стиля игры, а не сковывать себя какими-то едиными советами или запретами.
Поэтому Х.Р. Капабланка, А. Алехин, А. Карпов или Г. Каспаров по-разному играли на победу — каждый согласно своему стилю игры и благодаря этому очень часто добивались успеха.
Итак, на вопрос — как же играть на выигрыш? — универсальный ответ вряд ли может быть найден.
Мы ограничимся, обращаясь к читателю, лишь простым пожеланием — играйте в обычной вашей манере, как всегда — даже чуть лучше, ответственнее, чем всегда! Не копируйте слепо опыт других шахматистов. Постарайтесь мобилизовать волю, эмоции, но оставайтесь самим собой.
Кроме описанных (кстати, ситуацию «нужно выиграть» можно было бы назвать ситуацией «все или ничего») имеется несколько других типичных положений. Это реакция на проигрыш, особенности игры с аутсайдером и лидером, игра на финише и др.
Любопытно, что подобные шахматные ситуации по своему психологическому содержанию сходны с явлениями из других видов человеческой деятельности.
Как-то в разговоре со знаменитым футбольным тренером В. Лобановским я коснулся этой тематики и встретил и понимание, и живой интерес. Оказалось, что В. Лобанов- ский среди футбольных ситуаций выделял сходные (например, «все или ничего» или «хочу ничью») и соответственно настраивал игроков.
Наличие разнообразных вариантов тактики не освобождает шахматиста вообще от планирования результата. Нельзя играть по принципу «как получится». Один известный гроссмейстер пытался подкрепить этот принцип следующим аргументом: шахматист несет ответственность за качество своей игры, а не за ее результат. Это ошибочное мнение. Оно дезориентирует шахматиста, тормозит развитие его мастерства. Результат партии или соревнования — неотъемлемая составная часть шахматной деятельности. Отрицание спортивного элемента в шахматах приводит к обеднению творчества.
Как показывает опыт, стремление к достижению определенного результата стимулирует творческую активность шахматиста. Тренировочные партии и партии, проведенные в условиях, когда шахматист не заинтересован в результате, как правило, значительно уступают по содержательности и оригинальности замыслов партиям, сыгранным в обстановке напряженной борьбы. Блюменфельд справедливо отмечал, что ответственные состязания способствуют максимальной заинтересованности и вовлеченности всей личности в мыслительный процесс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий