Рассмотрим влияние шахмат на развитие коммуникативных черт характера, выражающих отношение личности к другим людям. Эти отношения затрагивают очень широкий круг окружающих: от соперников, тренеров, семьи до журналистов и болельщиков.
Приоритетными в нашем исследовании являются отношения игрока к сопернику. Как уже говорилось, мы далеки от идиллического изображения противоборства в шахматах, как некоего вежливого диспута джентльменов.
Шахматы — жесткое столкновение личностей, в котором каждая из сторон стремится передать другой ложную информацию о своих планах и намерениях. Для этого используются разнообразные игровые приемы: заманивание, выжидание, блеф и др.
Эффективность применения указанных приемов зависит от того, насколько правдоподобно в них были скрыты ложь и обман. Хотя бы из этого видно то, что достижение шахматных успехов требует своеобразного развития таких качеств, как хитрость и коварство.
Смысл использования упомянутых игровых (т. е. реализуемых на шахматной доске) приемов заключается в следующем:
1. Постараться вызвать у противника неуверенность, повышенную тревожность и пассивность.
2. Способствовать тому, чтобы противник принял на веру передаваемую ему ложную информацию.
Если, к примеру, шахматист N поверит в реальность какой-то угрозы (на самом деле это блеф со стороны противника) или увлечется выигрышем материала, попадая в заранее подстроенную ловушку, то его действия (ходы и маневры на доске) фактически окажутся выполнением команд противника.
В подобном случае возникает внешне невидимое, но объективно существующее управление одного участника игры другим.
Ситуации полного подчинения воле противника все же сравнительно редки и, как правило, не продолжительны.
Гораздо чаще наблюдается относительная покорность, при которой заметны тревожность, неуверенность. Резко снижается критическое отношение к замыслам соперника. Такое состояние отличается сравнительно большей длительностью.
Успешному проведению игровых приемов иногда содействует использование приемов поведенческих. Например, соответствующей мимики и пантомимики.
Если одному из игроков удается навязать свою волю другому и заставить того подчиниться или, по крайней мере, поверить передаваемой информации, то это означает факт овладения им психологической инициативой.
Как мы уже указывали, психологическая инициатива возникает в процессе противоборства и выражает отношения по шкале «психологическое господство — подчинение». Владение психологической инициативой дает значительное преимущество, обусловливая появление уверенности, собранности и высокой готовности к игре.
Поэтому за овладение психологической инициативой идет напряженная, непрекращающаяся борьба, причем нередко с многократной сменой лидеров. Борьба за психологическую инициативу отнюдь не уникальная принадлежность шахмат или спорта в целом. Этот феномен — атрибут межличностных отношений.
Как мы уже выше заметили, психологическая инициатива не является постоянной принадлежностью какого- либо шахматиста. В процессе борьбы (в соревновании или в отдельной партии) она переходит нередко из рук в руки. Завоевание и удержание ее зависит от многих факторов: главным образом от развития событий на доске, а также от психологического состояния обоих игроков.
В борьбе за овладение психологической инициативой важная роль принадлежит умению маскировать свои цели, действовать нешаблонно и активно. Умелая маскировка создает эффект внезапности, который во многих случаях обескураживает противника, лишает его уверенности.
Оригинальные замыслы также часто ставят противника перед неожиданностями, а действия по шаблону, напротив, легко предугадываются и, как правило, не оказывают сильного психологического эффекта.
Активность заставляет партнера в большей мере считаться с чужой волей, нередко подчиниться ей. Пассивная сторона находится в состоянии неопределенности и томительного ожидания опасности, а это часто деморализует.
Учитывая сказанное, познакомимся с наиболее распространенными приемами (игровыми и поведенческими) воздействия на противника.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий