«Не счесть алмазов» шахматных в творчестве Иванчука в начале 21-го века, когда путь Василия, наряду с отдельными неудачами (о них речь будет позже), был украшен и целым рядом блистательных побед.
Знаменательными стали его победы в Копенгагене(2003), на чемпионате Европы(2004), на Всемирной Олимпиаде в Кальвии (2004), в мемориалах Станислава Гавликовского в Варшаве (2003), Тиграна Петросяна в Ереване и Карлоса Торре в Мериде (2004), на двух мемориалах Хосе Рауля Капабланки на Кубе (2005 и 2006). Успех сопутствовал ему на турнире «Аэрофлот - опен» - 2005 и в быстрых шахматах - он хорошо выступил на мемориалах Кереса и Геллера, был вторым на чемпионате Европы 2006, в Аэросвите (Форос) и Барселоне - 2006.
В итоге Иванчук по рейтингу вновь вошел в десятку сильнейших шахматистов мира, в январе 2007 года его рейтинг составил 2750, занимая 5-е место, а в январе 2007 - 2779.
Знаменательными стали его победы в Копенгагене(2003), на чемпионате Европы(2004), на Всемирной Олимпиаде в Кальвии (2004), в мемориалах Станислава Гавликовского в Варшаве (2003), Тиграна Петросяна в Ереване и Карлоса Торре в Мериде (2004), на двух мемориалах Хосе Рауля Капабланки на Кубе (2005 и 2006). Успех сопутствовал ему на турнире «Аэрофлот - опен» - 2005 и в быстрых шахматах - он хорошо выступил на мемориалах Кереса и Геллера, был вторым на чемпионате Европы 2006, в Аэросвите (Форос) и Барселоне - 2006.
В итоге Иванчук по рейтингу вновь вошел в десятку сильнейших шахматистов мира, в январе 2007 года его рейтинг составил 2750, занимая 5-е место, а в январе 2007 - 2779.
Шахматный мир восхищают не только шахматные победы Василия Иванчука в турнирах, но еще больше стиль его игры. Вот лишь несколько его мыслей, высказанных в конце 2005 г. в интервью с главным редактором «64 — Шахматное обозрение» Александром Рошалем:
«Меня больше всего привлекает в шахматах саморазвитие, совершенствование, получение новых знаний, переосмысление».
«От шахмат не устаю. От напряжения иногда устаю. Ну, вот сейчас сыграл много турниров подряд. Мне очень интересно не только заниматься, как фигуристы говорят, обязательной программой».
«Каждый раз, играя партию с любым соперником, независимо ни от чего, хочу доказать, что я не хуже. И в этом смысле не выделяю его из участников какого-либо турнира».
«И больше люблю традиционный контроль времени, «с флажком», без добавок».
«А к «быстрым» шахматам я отношусь со всем уважением. Их предпочитаю все-таки с добавочкой, хотя лично у меня получалось по 15 чистых минут даже лучше, чем 25 минут без добавки. Стараюсь не увлекаться компьютером чрезмерно, все-таки я считаю, что главное - это мысль. Допустим, я пишу книгу... Но при этом не считаю нужным над теми вариантами, которые я привожу из своей головы, устанавливать еще и компьютерный контроль. Почему? Потому что, в конце концов, высказываю свои мысли и имею право ошибаться. Это мои мысли».
Наконец, поразительно точным оказался его прогноз результата матча Крамник - Топалов, возможность которого в тот момент еще только дискутировалась: «Как турнирный игрок» на данный момент посильнее Топалов, но в матче шансы Крамника выше».
Автору этого эссе о Василии Иванчуке не раз доводилось лично наблюдать за его игрой - в частности в Великом Новгороде (1994), в следующем году на «Турнире звезд» в Московском Кремле; пять лет спустя, опять же в Кремле — на чемпионате мира ФИДЕ по нокаут-системе (2001-2002), в турнире «Аэрофлот-опен»— 2005, и конечно же, на мемориалах Таля в Москве, 2007 и 2008. При этом меня привлекает стремление Иванчука к игре сложной, насыщенной глубокими идеями и неожиданными комбинационными взрывами.
Но однажды Иванчук оказался просто неузнаваем как в спортивном, так и в творческом плане. Случилось это в начале 2002 года. После целой серии побед над такими известными гроссмейстерами, как Сутовский, Е. Цзяньуань, Лотье и Ананд, ни у кого не было сомнений, что он одолеет в финальном матче 18-летнего соотечественника Руслана Пономарева и станет, наконец, чемпионом мира ФИДЕ по нокаут-системе.
Поддавшись ажиотажу, Иванчук, однако, недооценил потенциал молодого соперника, талантливого и исключительно упорного шахматиста; к тому же, под руководством Топалова и Данаилова психологически подготовленного к борьбе с Иванчуком, с учетом плюсов и минусов его характера. Василий же (ранее имевший случай лишь раз встретиться с Русланом за шахматной доской и победить его) не сумел в длительном поединке сконцентрировать свою волю и проявить характерное для него мастерство. И результат оказался плачевным для Иванчука — он проиграл две партии, пять закончил вничью, а для окончательного результата поединка не понадобилось даже провести последнюю, восьмую партию.
Как и десять лет назад, проявились старые «болезни» гениального гроссмейстера — нервная неустойчивость и недооценка соперника. К сожалению, явно недоставало ему «доброго спутника» - опытного и надежного тренера, который просто необходим в матчевом состязании.
«Я преклоняюсь перед дарованием Иванчука. Это фантастический шахматист! - сказал тогда известный английский гроссмейстер, участник матча на мировое первенство с Каспаровым Найджел Шорт. - Но у него нет характера для больших матчей, он при любой системе обречен. Василий может выиграть самый сильный турнир, но матч на мировое первенство — не для него».
Так ли это и сегодня? Из упоминавшегося уже интервью Иванчука Александру Рошалю во время командного чемпионата мира в Беэр-Шеве (Израиль, 2005) стало
очевидно, что у него еще нет пресыщения шахматами, что он еще не потерял чемпионских амбиций: «Если бы у меня была серьезная финансовая поддержка, мог бы вызвать чемпиона мира на матч - будь то Крамник, будь то Топалов.»
Хотя, на самом деле, создается впечатление, что Василия не особо волнует сама вершина. Он уже приучил весь шахматный мир, что в способности создать шедевр на шахматной доске у него мало конкурентов, да и придумать «сумасшедшую» новинку в дебюте — здесь ему ни один компьютер не конкурент, к его мнению прислушивается сам Каспаров!
Ведь угораздило же Иванчука заявить, что 11-й ход белых Л:b7 в защите Грюнфельда не годится, и Каспаров даже не стал рассматривать этого продолжения при подготовке к матчу с Крамником, а в результате «сгорел» во второй партии именно после 11. Л:b7!. Так что и гении шахмат иногда ошибаются, а с тем, что Иванчук - шахматный гений, никто не спорит. И, ко всему, очень необычный человек. Не случайно один из его давних соратников по шахматному оружию Виши Ананд на вопрос: «А кто самый эксцентричный из тех, с кем вы знакомы?» — ответил: «Безусловно, Иванчук. Это очень интеллигентный человек, но... никогда не знаешь, в каком он настроении. В один день он может относиться к тебе, как к родному брату, а на другой просто не обратит на тебя внимания. Коллеги говорят, что он живет на «Планете Иванчук» (смеется). Однажды я видел его подшафе, распевающим украинские народные песни, а уже на следующий день он вел глубокую содержательную беседу. В течение некоторого времени Василий пытался изучать турецкий язык. Не спрашивайте меня зачем. Он каждый раз изумляет» («64 - Шахматное обозрение», № 2, 2004).
Для Иванчука характерна парабола выступлений — «то взлет, то посадка». В октябре 2004 года, по-видимому, для Иванчука настала пора удивительного вдохновения и, возглавив сборную команду Украины на Всемирной шахматной олимпиаде в Кальвии (Балеарские острова), он привел ее к исторической победе. Выступая на первой доске, Иванчук показал очень высокий результат: 9,5 очков из 13 (+6, —0, =7) — больше, чем любой другой из товарищей по команде, став основным «забойщиком» и истинным лидером.
Комментариев нет:
Отправить комментарий