27.05.2012

Анализ одиннадцатой партии матча Ананд - Гельфанд



Одиннадцатая партия оказалась последней, которая пришлась на выходной день. Все, кто еще не был на матче, поспешили в субботу в Лаврушинский переулок. А поскольку постоянные зрители также не стали отказываться от своих привычек, то в Инженерном корпусе образовалось настоящее столпотворение. Люди подолгу простаивали перед закрытыми дверями в зал, чтобы хоть одним глазком взглянуть на своих кумиров, мирно размышляющих за стеклом. В холле, шахматном дворике, пресс-центре и вип-зале также было весьма оживленно.

Чемпиону мира, похоже, надоело получать новинки в каждой партии, и на сей раз он сам решил удивить претендента, избрав на 8-м ходу хорошо забытое продолжение. Гельфанд в ответ начал крепко задумываться. Настолько крепко, что уже ходу к 15-му израсходовал почти на час больше, чем его соперник, но никаких фантастических ресурсов при этом не обнаружил.


Б. Гельфанд – В. Ананд

Защита Нимцовича

1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nc3 Bb4 4.e3 0–0 5.Bd3 d5 6.Nf3 c5 7.0–0 dxc4 8.Bxc4 Bd7




15.10, Левон Аронян, гроссмейстер:

– Вишванатан применил очень интересный ход. Я его раньше никогда не видел, но у меня такое смутное ощущение, что что-то похожее встретилось в первой партии матча Спасский – Фишер в Рейкьявике. Той, где Фишер взял на h2. Я точно не помню порядок ходов, но вот зрительная память мне что-то подсказывает. Ход очень интересный, видно, что это чемпионат мира, что играют сильные игроки, и у них очень много нетривиальных идей.

– А что скажете про матч в целом?

– Матч очень интересный. В нем много неожиданного, например, выбор дебютов. Я никогда не думал, что Гельфанд будет играть те варианты, которые он здесь применяет. Мне представился шанс посмотреть матч живьем, я в Москве проездом.

– Согласны ли вы с мнением Каспарова, что «впервые в современной истории розыгрыша первенства мира поединок законного чемпиона с законным претендентом не будет борьбой за титул сильнейшего шахматиста планеты»?

– Я не думаю, что это правда. Человек, который прошел такой трудный отбор, и человек, который столько лет защищает свое звание, являются сейчас по праву сильнейшими игроками.




9.a3 Ba5 10.Qe2 Bc6 11.Rd1 Bxc3 12.bxc3 Nbd7 13.Bd3




16.00, Дмитрий Яковенко, гроссмейстер:

– Обычно подобная позиция возникает с черной пешкой на b6 и слоном на b7. Сложно сказать, в чью пользу то обстоятельство, что слон стоит на с6. Наверное, все-таки в пользу белых, потому что слон может где-то попасть под Ne5 или с4 и d5. С другой стороны, черным теперь легче подготовить b5, чем при пешке на b6 и слоне b7. То есть в такой расстановке есть и свои плюсы, и свои минусы.

Позиция с пешкой b6 и слоном b7 считается нормальной для черных. А вот только что сделан ход 13…Qa5 – это еще одна дополнительная возможность, которая появилась благодаря такой вот расстановке. Но в целом пока еще рано оценивать позицию, всё будет зависеть от конкретных вариантов. Тем не менее, я бы предпочел позицию белых. Но с тем временем на часах, которое сейчас у черных!

– А 8…Bd7 – это такой подзабытый ход?

– Честно говоря, я вообще не знал о его существовании. Правда, у меня это не основной вариант ни белыми, ни черными, поэтому мне простительно о нем не знать. Но в целом да – это, видимо, очень редкий ход.

– Внимательно ли следишь за событиями в матче?

– Не сказал бы, что очень внимательно. Но… не очень много борьбы, к сожалению. Черные в большинстве партий легко решают дебютные проблемы. Точнее, Гельфанд черными в большинстве случаев решает дебютные проблемы, а белыми он старается играть с очень большим запасом, и обычно этого оказывается недостаточно для того, чтобы обыграть Ананда. Хороший пример – предыдущая «белая» партия Бориса, когда он пошел на позицию с лишним ферзем. Думаю, одной из важных причин его выбора было то, что он считал: в этой позиции белые уже точно не проиграют! Я думаю, это является для него очень важным критерием при выборе продолжения, но это снижает и вероятность победы.

– Две результативные партии явно выпадают из общего ряда. Что это было: какое-то временное затмение?

– Я бы не сказал, что выигранная Гельфандом партия – это временное затмение, поскольку Ананд, как мне кажется, не очень любит защищать позиции без контригры, а именно такую позицию он получил. Я видел у него партии, когда Ананд неожиданно чуть ли не разваливался. Например, с Топаловым черными – не в матче, а в турнирах. Помню, однажды он просто сдался в позиции, которую многие наверняка еще бы играли. Наверное, она была объективно проигранной, но многие еще продолжали бы игру.

А вот следующая партия, действительно, очень странная. Начиная с выбора Гельфандом дебюта: в тот момент, когда, казалось бы, надо делать ничьи черными, он пошел на очень сложную позицию и не оказался готов, видимо, к ходу Nec3. Хотя этот маневр сейчас стал считаться чуть ли не основным в данной структуре. А потом еще зевок… То ли не справился с волнением, то ли еще что, – сложно комментировать.




13…Qa5 14.c4 cxd4 15.exd4 Qh5 16.Bf4 Rac8 17.Ne5




16.45, Владимир Крамник, экс-чемпион мира:

– Я так и предполагал, что будет сделан ход 17.Ne5. Мне кажется, черные более-менее успешно решили дебютные проблемы, и с учетом того, что у Ананда лишний час времени, Борису надо по возможности разгружать позицию. Поспокойнее играть: наверное, сейчас последует размен на е2, потом на е5. Черным надо еще, скорее всего, сделать 1-2 минимально точных хода, и позиция будет равной, так что вероятность ничьей довольно высокая. Но тут нельзя винить Гельфанда, я бы сделал то же самое: позиция белых особо не лучше, а час времени – это очень серьезное преимущество. Поэтому я считаю, что Борис прав, играя 17.Ne5.

С другой стороны, если Ананд допустит пару небольших неточностей, то в возникающем эндшпиле белые смогут давить. Скажем, если они успеют поставить пешки на f3 и а4, то черным будет несладко. Но, скорее всего, Ананд все-таки успеет быстро создать контригру, и думаю, что ничья довольно вероятна.

– Получается, редкий ход 8…Bd7 себя полностью оправдал?

– Да, интересный ход! Но в любом случае особого перевеса у белых в этом варианте нет, позиция возникает игровая. Поэтому сама идея сделать ход, после которого соперник начинает думать, а ты играешь по анализу – это важный момент. Если ты находишь возможность так сыграть без большого ущерба для позиции, то это очень логично. В этой партии дебютные проблемы Ананд точно решил, чего последние две партии мы не наблюдали. Но в этой партии всё у Ананда складывается пока хорошо. Но посмотрим: может быть, в этой партии будет еще борьба.

– Можно ли сказать про матч в целом, что соперники в большей степени удивляют друг друга в дебюте, чем играют?

– Ну, это вообще особенность современных шахмат: сейчас очень важно удивить соперника в дебюте. Трудно получить какое-то реальное преимущество, если ты не удивишь. Все сейчас готовы очень хорошо, компьютер как кольт всех уравнивает, ничью черными сделать, в принципе, не так уж и сложно – при хорошей подготовке, если ты ожидаешь тот вариант, который случается в партии. Поэтому идея удивлять соперника – она вполне логична и естественна.

Это первое. А второе: пока что говорить о матче в целом еще рано, потому что самая важная часть происходит сейчас. Я думаю, лучше обсуждать после матча – кто был прав, а кто не прав.

– Довольно часто сравнивают этот поединок с недавним матчем Крамник – Аронян. Говорят, в Цюрихе была очень яркая борьба, а в Москве скучновато…

– Как можно сравнивать выставочный матч, хоть и серьезный, и матч на первенство мира?! Это всё равно, что сравнивать товарищеский футбольный матч и финал чемпионата Европы! Совершенно разные вещи. Конечно, легче играть в такие насыщенные, интересные, «вкусные» шахматы, когда над тобой не довлеет с такой страшной силой результат. Скорее, если уж сравнивать, то с какими-то другими матчами на первенство мира, но не с моим матчем с Левоном.

– Если бы в Цюрихе был матч на первенство мира, вы играли бы не в такие творческие шахматы?

– Нет, почему, я этого не говорю! Но я бы, скажем так, намного больше думал о результате. А дальше – в зависимости от соперника. Может быть, я бы считал, что с каким-то соперником надо играть очень остро, с каким-то – менее…

Кстати, такое впечатление, что вместе с ходом 18…Nxe5 Ананд предложил ничью, потому что такое глубокое раздумье над взятием коня е5 иначе трудно объяснить.

…То есть каким был бы официальный матч, я не знаю. Но то, что я играл бы с гораздо большей оглядкой на результат – это точно!




17…Qxe2 18.Bxe2 Nxe5 19.Bxe5 Rfd8 20.a4 Ne4 21.Rd3 f6 22.Bf4 Be8




17.30, Евгений Романов и Даниил Дубов, гроссмейстеры:

Даниил Дубов: – Думаю, партия все-таки закончится вничью.

Евгений Романов: – Можно отшутиться, что мы с Даниилом регулярно угадываем ходы, но непонятно, о чем это говорит: то ли о том, что мы так хороши, то ли о том, что они так плохи!

Д.Д.: – Да, во время этой партии у нас стало появляться ощущение, что это скорее минус, чем плюс…

Е.Р.: – Мы комментировали партию в прямом эфире Chess-News, к нам присоединялся Эмиль Сутовский, и он предлагал за белых другие ходы, более активные. А мы склонялись к ходам типа 14.с4 вместо 14.е4, поскольку это позволяет держать позицию с наименьшим риском.

Мне почему-то кажется, что основной фактор сейчас – это время. Позиция остается сложной и очень динамичной. Пешки а4, с4 и d4, помимо того, что обеспечивают белым перевес в пространстве, и сами нуждаются в защите.

Д.Д.: – У Гельфанда времени мало, играть ему достаточно тяжело. Положение Ананда в связи с этим выглядит более предпочтительным. Но, наверное, если Гельфанду очень захочется, он может как-то форсировать ничью. Возможно, это было бы самым практичным решением.

Е.Р.: – Наверное, да, но каких-то форсированных путей к упрощению я не вижу. Возможно, надо уже что-то «сбрасывать», чтобы получить инициативу. То есть либо идти на позиционные уступки, либо сбрасывать пешку. Может быть, надо рассмотреть 23.d5…

Д.Д.: – Ну да, пешка «d» всё равно где-то потеряется.

Е.Р.: – Пешка а4 явно не является достоинством, она приковывает к себе ладью а1. А еще есть дополнительные угрозы вроде хода Bg6: подобные угрозы висят в воздухе! После этого отскок конем будет достаточно опасен.

Д.Д.: – У меня впечатление, что сильнейший ход сейчас вообще, может быть, 23.с5. Потому что коня с е4 хочется прогнать, но если сразу 23.f3, то 23…Nd6, и конь хорошо устраивается на f5.

Е.Р.: – Я готов поспорить, что ход 23.с5 не последует! Потому что это такое решение, после которого невозможно ничего изменить.

– Только что Гельфанд сыграл 23.Rb3. Такой ход тоже смотрели?

Е.Р.:– Да, обсуждали. Гельфанд хочет всё поменять. На 23…Rxd4 последует 24.Be3. Борис пытается играть форсированно. Очень мало времени, нужно проходить контроль, и при этом непонятно, кто борется за «соскок».

Д.Д.: – На 23…Rxd4 24.Be3 Nc5 находится 25.Rxb7.

Е.Р.: – Да. А еще на 23…Rxd4 ход 24.Rxb7 сразу тоже никто не отменял.

Д.Д.: – Тогда 24…Nc3.

Е.Р.: – 25.Be3 Nxe2+ 26.Kf1.

Д.Д.: – Ну, это не игра на победу.

Е.Р.: – А, по-моему, белые уже не играют на победу. Здесь вопрос: кто борется. Я беру сторону черных.

– Соответственно, Даниил берет сторону белых?

Д.Д.: – Нет, мне позиция черных тоже больше нравится! Мне кажется, если белые хотели форсировать ничью, то им надо было пойти 23.с5.

Е.Р.: – В ответ на 23.с5 можно сбить слона с f4 ходом 23…g5 и потом попытаться перестроиться путем Bc6, f5 и Nf6. Если я перегруппируюсь, то вообще непонятно, у кого будет лучше.

Д.Д.: – Всё это хорошо, но ходов больно много! Думаю, белые успеют как-нибудь в разноцвет перейти.

Е.Р.: – Ход 23.с5 очень ответственный, он лишает белых всяческой контригры. Когда остается 16 минут на 17 ходов, такие ходы не делаются! Я считаю, что белые должны играть на «соскок», и Гельфанд пытается добиться ничьей форсированно.




23.Rb3 Rxd4 24.Be3 Rd7. Ничья.

На пресс-конференции претендент пояснил, над чем размышлял почти 40 минут в дебюте:

– Что сказать, редкая система была исполнена, да и ход 8...Bd7 нечасто встречается. Мне кажется, момент важный: белым надо решить, что делать дальше. Возможностей много... Я наметил примерный план, а потом играл уже быстрее. Первый критический момент возник на 16-м ходу. Я здесь опять-таки долго думал, у белых есть несколько возможностей. Мне надо успеть поставить пешку на a5 и сыграть Ne5. Я начал с хода коня. Быть может, 17.a4 было точнее.

Оценивая получившийся эндшпиль, соперники пришли к выводу, что позиция была острая и довольно конкретная. «Если я успею поставить пешку на a5 и пешку на f3, у белых будет большой перевес. Но черные успели проскочить конем на e4, и здесь позиция стала уже неясной, потому что у черных появился тактический удар в связи со взятием на a4. Например, 21.Ra3 f6 22.Bf4 Bxa4 23.Rxa4 Nc3 24.Bg4 f5!» – прокомментировал израильский гроссмейстер.

Вишванатан Ананд выразил уверенность, что черные всё время поддерживали динамическое равновесие, и проиграть не рисковали. Чемпион мира также отметил, что не принимал в расчет тот факт, что у соперника мало времени, а играл по позиции:

– Я стал рассчитывать тактические возможности. Как уже говорил Борис, если бы белые поставили свои пешки на a5 и f3, мне пришлось бы нелегко. Ходом 14...cxd4 я начал размены, чтобы нейтрализовать давление соперника. Так, в заключительной позиции после 24...Rd7 у черных простой путь: на 25.Bxa7 – 25...Rd2!, в дальнейшем слон идет на c6, и черные вне опасности...

Отвечая на вопрос, в чем была хитрость размена на c3, чемпион мира пояснил, что, позиция сложная, в ней масса нюансов, которые надо рассматривать на каждом ходу. Сначала он отступил слоном, а потом решил побить на c3, и в этом не было ничего мистического...

На вопрос, согласен ли Борис с мнением о том, что Вишванатан Ананд один из лучших игроков в быстрые шахматы, претендент ответил:

– Виши – не только блестящий игрок с укороченным контролем, но и с любым другим контролем! Посмотрите на его результаты. Если бы это было не так, то он вряд ли смог сохранять титул чемпиона мира на протяжении стольких лет.

Когда чемпиона мира спросили, готовился ли чемпион к тай-брейку, Вишванатан Ананд ответил, что специальной подготовки не было, хотя, безусловно, он играл в быстрые шахматы и в блиц:

– Я не думаю, что для того, чтобы чувствовать себя уверенно, мне или Борису нужна какая-то особая подготовка. Если мы дойдем до быстрых, то там будет видно...

Источник http://moscow2012.fide.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...