Уроки 2003 года не прошли даром. За это время Карлсен мало что изменил в работе над повышением силы своей игры. Он по-прежнему предпочитает самостоятельную работу над шахматами, уделяя им до пяти часов вдень. Кроме работы за доской, он с большим удовольствием читает и шахматные книги. Правда, круг их весьма специфичен, но здесь лучше предоставить слово Хенрику Карлсену, его отцу.
— Магнус просмотрел много шахматных партий, составляющих классическое наследие шахмат, включая все партии из книг Каспарова «Мои великие предшественники», которые он буквально проглотил и помнит практически всё. Читает он много: «Огонь на доске» Широва, «Лучшие партии» Крамника, фундаментальные труды по эндшпилю и, конечно, много книг по дебютам. Еще надо добавить журналы «N10» и «УВоок» и другие интересные шахматные журналы. Магнус без всякого труда совмещает чтение шахматного материала и одновременный его анализ. В первые годы шахматной карьеры он тратил много времени, двигая фигуры подоске, повторяя партии и вспоминая идеи, которые он видел. Однако последние два года он в основном анализирует в уме.
Любителям рассуждать об отсутствии у Карлсена «школы» хотелось бы напомнить и о возможности заочного обучения. Что касается его эффективности, то все определяет мотивация. Примеров тому несть числа. Да и можно ли говорить об отсутствии «школы», имея столь авторитетного тренера, как Симен Агдестейн?
— Магнус просмотрел много шахматных партий, составляющих классическое наследие шахмат, включая все партии из книг Каспарова «Мои великие предшественники», которые он буквально проглотил и помнит практически всё. Читает он много: «Огонь на доске» Широва, «Лучшие партии» Крамника, фундаментальные труды по эндшпилю и, конечно, много книг по дебютам. Еще надо добавить журналы «N10» и «УВоок» и другие интересные шахматные журналы. Магнус без всякого труда совмещает чтение шахматного материала и одновременный его анализ. В первые годы шахматной карьеры он тратил много времени, двигая фигуры подоске, повторяя партии и вспоминая идеи, которые он видел. Однако последние два года он в основном анализирует в уме.
Любителям рассуждать об отсутствии у Карлсена «школы» хотелось бы напомнить и о возможности заочного обучения. Что касается его эффективности, то все определяет мотивация. Примеров тому несть числа. Да и можно ли говорить об отсутствии «школы», имея столь авторитетного тренера, как Симен Агдестейн?
Воспитанникам советской шахматной школы и их последователям, совершенствовавшим свое мастерство путем изучения классического наследия великих чемпионов мира — Ласкера, Капабланки, Алехина, Ботвинника, таких исследователей шахмат, как Тарраш, Нимцович, Рети, может показаться удивительным, как, не прочитав ни одной из книг этих классиков, Карлсен самостоятельно достиг столь высокого уровня понимания шахмат. В то время такое казалось невозможным. К примеру, Тигран Петросян любил вспоминать молодые годы, когда, засыпая, держал под подушкой книгу Нимцовича «Моя система». Но, как мы убедились выше, лучшее из наследия классиков Магнус впитал в себя из многотомника Каспарова «Мои великие предшественники». А что касается скорости освоения материала, то у нынешних гениев свои возможности. В компьютерный век трудно представить 13-летнего мальчика, не просиживающего часы за компьютером. Ничем не отличался и Карлсен, используя компьютер в качестве главного помощника при подготовке к турнирам. По мере взросления продуктивность росла, расширялся дебютный репертуар, совершенствовалось умение глубже изучать игру противников и находить у них слабые места.
2004 год Магнус встретил во всеоружии. Один из столпов мирового шахматного календаря — традиционный фестиваль в голландском городке Вейк-ан-Зее. Он знаменит не только главным турниром «А», который год из года собирает почти всю шахматную элиту, но и менее титулованными круговыми турнирами «В» и «С», позволяющими молодым талантам поэтапно пройти свой путь в высшее шахматное общество. И начать с турнира «С», даже скромной по нынешним меркам 9-й категории ФИДЕ, вполне естественно для юного матадора. Дебют Карлсена произвел настоящий фурор! Он не только победил с результатом 10,5 очков в 13 партиях, но и на 1,5 очка перевыполнил норму международного гроссмейстера. Напористый острый атакующий стиль игры 13-летнего норвежца свидетельствовал о появлении на шахматном небосклоне новой звезды. О нем заговорили профессионалы. Многоопытный гроссмейстер Любомир Кавалек, видавший на своем веку многих талантов, находит в Карлсене «Шахматного Моцарта». Ему вторит и Евгений Беб-чук, возглавлявший в 90-е годы Шахматную федерацию России: «Как человек, близко знакомый с творчеством всех великих гроссмейстеров, смею утверждать, что в истории шахмат в 13 лет так не играл никто».
Партия с международным мастером Эрнстом, сыгранная в ключевой момент борьбы за первый приз, не только пленила ценителей красоты, но и приоткрыла тайны домашней лаборатории Магнуса в работе с компьютером. На вопрос, была ли атака на короля результатом подготовки или плодом вдохновения, он ответил: «Я знал, что ход — теоретическое продолжение, но не помнил вариантов, поэтому обдумывал его минут 25, пытаясь разобраться в позиции. Ход конем я видел в партии Бологан — Ананд (Дортмунд 2003). Решайте сами, была это фантазия или домашняя подготовка!»
Нелишне отметить: сами по себе идеи не витают в воздухе. Патент на ход конем на в этом варианте принадлежит Александру Белявскому, который дважды сразил им знаменитого «принца датского» Бента Ларсена в 1981 и 1984 гг., на турнире в Тилбурге и в матче СССР - сборная Мира. (Любознательного читателя отсылаем к книге Белявского «Бескомпромиссные шахматы».)
Адриан Михальчишин
Комментариев нет:
Отправить комментарий