Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Замените слово «поэзия» на «шахматы» (как это сделал лет 30 назад поэт и шахматист Евгений Ильин) – и вы получите точный сценарий пятой партии матча на первенство мира. Интересно бы узнать: сколько человеко-машино-часов провели Борис и его команда, готовя специально к поединку систему Свешникова в целом и план с разменом 16…Bxd5 в частности?
Не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать: чемпион мира рано или поздно исполнит ход 1.е2-е4 на сцене конференц-зала Третьяковской галереи. Зато гораздо сложнее теперь понять, что это было – короткая пауза перед тем, как нанести сокрушительный удар по Грюнфельду, либо полная смена дебютного курса. Очевидно, мы узнаем об этом не раньше восьмой партии, когда в руках Ананда снова окажутся белые фигуры. Сейчас можно только констатировать: очередной сюрприз Гельфанда принес ему самую легкую пока что ничью черными. Большой успех претендента и… некоторое разочарование для зрителей, многие из которых ехали на кульминацию, а не застали даже финальную пресс-конференцию.
Однако нельзя осуждать игроков за то, что они играют в строгом соответствии с установленными правилами и в рамках этих правил делают всё для того, чтобы выиграть матч. На это они тратят колоссальные усилия, просто зрителям видна даже не верхушка айсберга, а, скажем, стайка птиц, присевших на этом айсберге отдохнуть. Одному из ваших корреспондентов год назад довелось освещать претендентские матчи в Казани. Сколько было тогда стонов о ничейной смерти классических шахмат, об изжившем себя матчевом формате и прочая, прочая, прочая!.. Да, были короткие ничьи, и результативных партий оказалось немного. Но вот прошел год, и это состязание предстает уже в несколько ином цвете. Помните, какие великолепные партии выиграл тогда Борис Гельфанд? А какой накал страстей был на тай-брейках!.. Всё это осталось в умах и сердцах любителей шахмат, тогда как бесцветные ничьи уже забылись.
Кстати, в легендарном безлимитном матче Карпова с Каспаровым, который сейчас вспоминается как «золотое время шахмат», разве мало было проходных партий? Наверное, не случайно один из его героев, выбравший единственно правильную для себя стратегию – максимального затягивания борьбы, – получил шутливое прозвище «долгоиграющий проигрыватель». И ведь устоял над обрывом, а через год стал 13-м чемпионом мира!
Ничьи, даже короткие ничьи – не самая большая беда. Всё забудется и простится, если в мае 2012 года в Москве будет сыграна хотя бы одна монументальная партия, ради которой захочется вспоминать этот матч. Так что ждем!
Но как испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.
А пока вернемся к нашей прозе. Пятая партия получилась короткой и неяркой. По забавному совпадению, как раз в этот день на матче появился Евгений Свешников, в честь которого и назван дебютный вариант, проверявшийся на сцене; Евгений Эллинович ходил именинником. Далее о поединке рассказывают эксперты.
В. Ананд – Б. Гельфанд
Сицилианская защита
15.05, Михаил Кобалия, гроссмейстер:
– Ход 1.e4, конечно, неожиданный. Очень интересной оказалась реакция черных: когда Ананд пошел 1.е4, Гельфанд, как будто бы этого ожидая, сразу же ответил 1…c5, не думая ни секунды! Гельфанд известен тем, что он хорошо играет русскую партию, вариант Найдорфа, но соперники избрали челябинский вариант и разыграли самое модное направление с 11.с4. Возможно, это входило в подготовку обоих. Интересно, что до этого проверялся Грюнфельд, а в данном случае они разыграли совершенно другой дебют, но с таким уверенным выражением лиц, что «да, это всё известно, всё стояло на доске, мы хорошо готовы». Посмотрим. 11.с4 – сейчас самое острое направление, самое популярное. Когда на доске возник челябинской, было ясно, что белые пойдут 11.с4, и Гельфанд этого ожидал. Сейчас он задумался: выбирает ходы, вспоминает, какие есть наилучшие расстановки за черных.
Не сказать, что у белых здесь перевес, но немножко давят. По структуре у них некоторый запас есть. Обычно в таких позициях идет долгая маневренная игра, происходят сложные перестановки: например, конь переходит с с6 на с5. Я думаю, что партия должна стать интересной.
11…b4 12.Nc2 0–0 13.g3 a5 14.Bg2 Bg5
Ян Непомнящий, гроссмейстер:
– Виши не совсем знаком с тонкостями варианта, не повторял, видимо, перед партией. 13.g3, 14.Bg2 – довольно безобидная расстановка, одна из самых непритязательных. Хотя раньше этот вариант считался одним из основных. Чтобы белыми бороться за перевес, надо очень хитрить. Слона можно развивать сразу на h3. В данном случае у белых комфортная игра, конечно. Здесь довольно много разных планов возможно: h4 и Bh3, или рокировка и f4.
15.0–0 Be6 16.Qd3 Bxd5 17.cxd5 Nb8 18.a3
Евгений Свешников, гроссмейстер:
– Дебют нормальный, но мне не нравится за белых 9.Nd5 – это надежный ход, но не дающий преимущества. За перевес надо бороться ходом 9.Bxf6 – это известно уже, наверно, лет 30. Но не хотят они, видимо, играть эту позицию, поскольку она достаточно острая. А здесь у черных нет особых проблем.
Я бы, наверное, не отдавал слона ходом 16…Bxd5. То есть позиция черных остается близкой к равенству, потому что поле с6, я думаю, очень трудно использовать, линию «с» тоже, проводить f4 опасно… Ничего страшного у черных нет, но я бы слона не отдавал, а пошел бы Ne7, разменял коней на d5 и остался с двумя слонами. А так есть определенные проблемы с пешкой «b», хотя тоже ничего опасного. Наверное, сейчас надо бить на а3, потом играть Nd7.
– А как оцените выбор Анандом хода 1.е4 после двух защит Грюнфельда?
– Давно пора, хватит глупостями заниматься! Конечно, 1.е4 сильнее! Так и надо ходить, если хочешь выиграть; это известно уже, я не знаю, 200-300 лет. Думаю, матч будет продолжаться ходом 1.е4.
18…Na6 19.axb4 Nxb4 20.Nxb4 axb4 21.h4 Bh6 22.Bh3
16.00, Александр Грищук:
– Сегодня, наверное, пока самая неинтересная партия из всех. Дело идет к быстрой ничьей. Ну, может быть, еще есть какие-то подводные камни, но в принципе похоже на быструю ничью. Не знаю, почему всех удивило 1.е4. Челябинский вариант – это, наверное, сюрприз все-таки. Гельфанд давно его не играл, и это, безусловно, умный выбор.
– А как вам матч в целом?
– В целом, интересно. Для меня важнее не столько интересные партии, сколько само течение матча: чтоб не было разгрома, чтобы была борьба. И так пока и происходит: матч равный. И даже то, что партии не особо яркие, – это не самое главное для меня. Самое интересно – это если будет увлекательная концовка, если будет примерно равный счет до последней партии. Может быть, дело дойдет до тай-брейка.
– Почему-то многие считают, что Ананд несколько скован, в то время как Гельфанд спокоен и расслаблен. Вы с этим можете согласиться?
– Сложно сказать. Виши уже довольно давно в не самой лучшей форме, у него уже несколько турниров было неудачных. А Борис всегда самые главные турниры, матчи играет гораздо лучше. Хотя у него тоже было несколько неудачных турниров, это как раз не вводило в заблуждение.
22…Qb6 23.Bd7 b3 24.Bc6 Ra2 25.Rxa2 bxa2 26.Qa3 Rb8 27.Qxa2. Ничья.
Евгений Бареев, гроссмейстер:
– Ход 1.е4 себя не оправдал?
– Не готов оказался Ананд к ходу 1…с5 и к системе Свешникова. Очевидно, что он готовил дебюты Гельфанда типа русской партии. Даже трудно представить, что Виши будет делать дальше. Потому что часто бывает: даже если готовить систему Свешникова специально, большой командой, то трудно что-то придумать, потому что это очень надежный дебют. Сейчас там у белых не так много свежих идей. Если Ананд не готовил этот дебют специально, то ему, видимо, придется возвращаться в 1.d4.
– Признать свою ошибку?
– Не сказать, что ошибку. Просто он посмотрел, что Гельфанд приготовил. Он увидел, что Гельфанд готов хорошо, подготовил новый для себя дебют – очень сложный для получения не то что перевеса, но даже для получения какой-то игры. Здесь часто возникают обоюдоострые позиции, а проигрывать тоже не хочется. Сегодня не то чтобы Гельфанд показал что-то необыкновенное, а просто Ананд оказался, по сути, не готов в дебюте. А с системой Свешникова, не будучи к ней готовым, невозможно ничего сделать.
На итоговой пресс-конференции Ананд рассказал, что искал вариант, где можно побороться за перевес, но не сумел этого добиться:
– Позиция быстро упростилась, и от черных потребовалось лишь соблюдать минимальную осторожность. Я намечал 22.Qc4, но потом обнаружил ответ 22...Rc8 23.Qxb4 Rb8, и у черных всё в порядке. Поэтому я избрал 22.Bh3, но и там черные быстро уравняли.
Борис Гельфанд объяснил журналистом, что смена противником дебютного курса не застала его врасплох:
– Все-таки, 1.e4 не самый редкий ход! Если играешь матч на первенство мира, то надо быть к нему готовым. Мне кажется, черным удалось уравнять.
Борис подтвердил слова своего соперника о том, что черные могут не цепляться за пешку «b», потому что даже если белые ее заберут, то черные тут же получат отличную контригру по линии «b», и позиция уравняется:
– Что и случилось после того, как я сыграл 24...Ra2. То время, что белые потратят на выигрыш пешки, черные используют на то, чтобы активизировать слона; когда он окажется на c5 или d4, им опасаться нечего, – подытожил Борис.
Комментатор этой партии Александр Грищук попытался атаковать позицию черных, предложив вариант 23.Qc4 Qc5 24.Qxc5 dxc5 25.d6 (кажется, это одна из первых линий компьютера), однако Гельфанд с улыбкой ответил, что ни за что не сыграл бы 23…Qc5.
Счет в матче остается равным 2,5:2,5. Шестая партия состоится в пятницу 18 мая, белыми фигурами сыграет Борис Гельфанд. А почетным гостем в этот день станет Гарри Каспаров: он даст пресс-конференцию, выступит в роли комментатора партии и проведет сеанс одновременной игры для талантливых детей.
Ананд - Гельфанд, 5-я партия
Источник http://moscow2012.fide.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий