08.10.2013

Феномен "трудного соперника"

Давайте обсудим феномен «трудный соперник». Тема актуальная...

Эта тема, если вдуматься, - одна из главных! Сколько шахматистов ломают на этом хребты! Действитель­но, ты играешь с кем-то в шахматы. Вы равны по силам. Где-то что- то упустил - и продул партию! Не беда, в спорте это бывает. Встре­чаетесь с этим же соперником в следующем турнире. Сознательно знаешь, что играешь не хуже его, но подсознательно где-то в глу­бине уже начинаешь чувствовать какое-то напряжение, какую-то неуверенность... Пошла партия. Идет время. Через 30-40 минут с удивлением обнаруживаешь, что играешь не в «свои» шахматы. Удивляешься, нервничаешь и... опять сдуваешь партию. Последу­ющие ваши встречи проигрываешь, иногда играешь на вымучен­ную ничью. Плохо дело! Беда! Говоришь всем, что он для тебя - «трудный соперник». Как будто этим твоя проблема решается.
Случаев на эту тему - уйма! Взять хотя бы из истории больших шахмат. Не смогли справиться с нервами Цукерторт во встречах со Стейницем, Капабланка с Алехиным, Пильсбери против Маршалла, Тарраш в борьбе с Ласкером... А Геллер против Спасского, Корчной про­тив Карпова, Каспаров против Крамника...

Но некоторые все-таки преодолели эту напасть. Явно трудным соперником для Алехина оказался Эйве. Алехин - взрывной по энергетике, напряженно концентрированный, привыкший даже внешне да­вить на соперника. А тут Эйве с его невозмутимостью на лице! Гол­ландец знал, что поражение в матче с чемпионом мира не подо­рвет его репутации, и как-то успокоился. Алехин пытается давить, рвет позицию, а Эйве с невозмутимостью держит удар! В итоге доигрались до того, что Эйве стал чемпионом.

Но Алехин сделал из этого матча выводы. Алехин впервые за историю шахмат выиграл матч-реванш. Он бросил пить и курить. Стал тщательно изучать сильные и слабые стороны игры Эйве. Была проделана вся та работа, кото­рой явно не хватало в их первом матче. Как надо готовиться к кон­кретному сопернику, Алехин превосходно знал. Не забывай: ведь именно он разгромил Капу! А Эйве он явно недооценил. Расплата в таких случаях весьма жестока.

Однажды к психологу обратился мастер спорта Ж. «Доктор! Это какой-то кошмар! - от злости на себя он чуть не плакал. - Играю в турнире, набираю очки, все хо­рошо, игра ладится. Встречаюсь с М., с треском ему проигры­ваю, и все валится: с лидеров я слетаю в середину таблицы. Игры уже нет, делаю идиотские ходы, терплю поражение за поражением.

-  Сколько раз вы встречались с М.?.

-  За последние четыре года мы с ним играли 9 раз.

- И?

-  Восемь поражений, одна ничья!

Ж. сильно рвался стать гроссмейстером. Таланта у него, может быть, и хватало, но нервная система была чрезмерно возбудимой. Не случилось. Надорвался. Жесткая борьба - не для него. На момент встречи с психологом это была, по сути, психическая развалина. Он отправился в клинику лечить невроз. Он уже не играет в шахматы.

Есть и положительные случаи. Например, некий 3. Он был кандидатом в мастера, а сейчас это уже известный международный мастер. Пер­спективный парень. Он рас­сказал о своем злом гении: мастере К.

«Когда мы с ним играем легкие партии и нет этого турнирного волнения, я его бью. Как только начинается турнир и мы садимся друг против друга, все... я плыву. Смотрю потом свою партию и не узнаю себя. Сразу зажимаюсь, никакой контригры. Потрепыхался - сдался! Ничего не пойму». К счастью, в это время как раз шел турнир, в котором 3. должен был встречаться со своим трудным соперником. 3. явно старался сыграть хорошо, но на сороковом ходу зевнул коня и остановил часы... После окончания турнира он встретился с психологом, чтобы поработать над проблемой «трудного соперника».

Пост http://1serial.tv/270-mejdu-nebom-i-zemley.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...