Михаил Таль в одной из своих книг рассказал следующую историю. В 1963 году, перед самым началом международного турнира в Центральном шахматном клубе, на дне рождения его друга (не шахматиста) кто-то из гостей вдруг высказал пожелание, чтобы «волшебник из Риги» пожертвовал что-нибудь в первой партии турнира с голландцем Куй персом.
«Что именно и на каком поле прикажете?», — в шутку спросил Таль. «Ну, скажем, коня на еб», - был ответ.
Естественно, Таль сразу же забыл об этом разговоре. Поединок с Куйперсом на следующий день протекал в спокойной борьбе, но затем в сильнейшем обоюдном цейтноте начались осложнения, и ввиду неизбежного мата чёрные сдались.
Как только Таль вышел из турнирного зала, его окружили друзья. «Молодец! Ты нарочно так сделал?» — спросил один из них. Таль не сразу понял, о чём идёт речь. «Ты подогнал позицию к последнему ходу конём на еб», — пояснил говоривший.
Только тогда Таль вспомнил о недавнем разговоре и осознал, что происходит. Он пишет далее: «Я понял, что мой шахматный авторитет в нешахматном кругу друзей резко возрос, и, чтобы поддержать его, важно спросил: «Что и где жертвовать завтра?».
Эта забавная история, рассказанная одним из величайших виртуозов атаки в шахматной истории, доказывает, что ход партии мало зависит от нашего желания. Есть масса других факторов, оказывающих более серьёзное влияние на развитие поединка.
Даже такому великому игроку, как Таль, недостаточно было просто сказать себе: «Сегодня я буду атаковать!» и прийти на партию, набрав в грудь воздуха и придав себе решительный и грозный вид.
Чтобы атака стала возможной, должны присутствовать определённые факторы. Впрочем, согласно учению Стейница, атака может быть и необходимой. Вспомним изречение первого чемпиона мира: «Имеющий преимущество обязан атаковать под угрозой потери своего преимущества».
Сказанное применимо и к тем примерно равным позициям, в которых у первого игрока перевес на одном фланге, а у второго - на другом. Так что если кому-то не удаётся продолжить атаку, это автоматически означает передачу инициативы другой стороне.
Бывают положения, в которых атаковать нужно непременно. Наиболее известен тип позиции, когда короли находятся на разных флангах. Победа в таких случаях часто приходит к тому, кто опередил соперника в развитии атаки.
Ещё один распространённый тип позиции, когда два слона по открытым диагоналям нацелены в сторону рокировки противника, или когда напротив вражеского короля имеется открытая вертикаль. Разумеется, в таких условиях, первое, что приходит в голову, — это атака на короля.
Среди шахматистов всегда были и есть такие, кого можно, в первую очередь, назвать атакующими игроками, мастерами атаки. Сразу вспоминаются имена Адольфа Андерсена, Михаила Таля, Пауля Кереса в молодости, Гарри Каспарова, а из действующих шахматистов — Веселина Топалова. Но в современных шахматах стиль большинства игроков многогранен, они способны одинаково хорошо вести борьбу в любом типе позиции.
Это так называемый «универсальный» стиль, главным его представителем раньше был Борис Спасский. Теперь же к его приверженцам можно отнести Виши Ананда, Бориса Гельфанда, Василия Иванчука и многих, многих других.
Вероятно, чтобы лучше разъяснить суть данного стиля, следует привести несколько партий из практики высококлассных шахматистов. Дебютная теория сейчас продвинулась столь далеко, что захватывает миттельшпиль, а шахматная мода диктует постоянное применение ряда сложных вариантов. Доходит до того, что ведущие игроки мира с большой долей вероятности могут прогнозировать, какой характер примет будущая партия: будет ли она проходить в сложной тактической борьбе или сведётся к несложному эндшпилю. Но всё-таки для большинства шахматистов (таких, как мы с вами, простых смертных) настоящая борьба на доске начинается гораздо раньше.
Атака в шахматах имеет первостепенное значение, и овладение её секретами является как раз той целью, к которой мы все стремимся. Но искусство атаки, разумеется, не сводится только к умению нанести блестящий финальный удар в лучшей позиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий