Бесспорна положительная роль шахмат в развитии интеллектуальных функций, ряда деловых качеств, а также в противодействии инволюционным процессам в пожилом возрасте.
Однако результаты влияния шахмат на развитие коммуникативных и рефлексивных черт характера, отношений шахматиста к себе и другим людям выглядят весьма тревожно.
Во многих случаях враждебность к партнерам и завышенная самооценка (результат эгоцентризма и крайнего индивидуализма) создают обстановку, напоминающую поведение «пауков в банке». Порой кажется, что «холодная война» на шахматных полях готова перейти в горячую.
Любители шахмат справедливо сетуют на то, что описание событий, особенно на высшем уровне, заполнены информацией о склоках и скандалах. Не секрет, что этим примерам «успешно» следуют и многие шахматисты отнюдь не элитного класса игры. Распространяется ржавчина, разъедающая сообщество поклонников нашей великой игры и глумящаяся над лозунгом объединения шахматистов «Gens una sumus».
Особенно печально, что негативные импульсы быстро подхватывает молодежь. Наверное, в этом заключена серьезнейшая опасность для шахмат в целом. Опасность, грозящая шахматам лишением уважаемого и престижного места в сфере человеческой культуры.
С создавшимся положением мириться нельзя. Г. Камский в связи с подобной обстановкой в 1995 году заявил, что вынужден бросить шахматы. По этому поводу высказался гроссмейстер А. Грищук: «Поступок, как бы к нему ни относиться, очень мужественный. Вне зависимости, отца ли это решение или сына. Гата в шахматах мог бы заработать много денег и, вероятно, даже стать чемпионом мира. Но его папа заявил, что хочет сделать своего сына счастливым человеком».
Конечно, Г. Камского можно понять, но его поступок не решает проблему. Заметим, что в 2004 году Гата вернулся к шахматам. С неэтичным поведением надо бороться активно и последовательно. Это необходимо для сохранения репутации шахмат, как полезного средства воспитания, интересного вида досуга и увлекательной спортивной игры.
Конечно, правила шахматного противоборства достаточно жесткие. Поэтому призывать к каким-либо идиллиям на полях шахматных сражений наивно. Но нельзя забывать о том, что шахматы лишь инструмент в руках людей и его можно использовать по-разному.
Можно и нужно тщательно готовиться к соревнованиям, изучая сильные и слабые стороны шахматного стиля и характера будущих противников. Можно играть жестко и резко, не давая передышки сопернику.
Но не может иметь оправдания так называемый «переход на личности», когда противника пытаются сломить клеветой, шантажом, оскорблениями, сговором за его спиной и другими средствами из набора подлости и грязи.
Борьба за моральное очищение шахмат предстоит непростая, но другого исхода, кроме решительной победы, быть не может. Иначе шахматам конец.
Впрочем, я оптимист — подавляющее большинство рядовых шахматистов окажет поддержку. А среди выдающихся гроссмейстеров есть авторитетные примеры: Х.Р. Ка- пабланка, М. Таль, С. Глигорич, Л. Портиш, Г. Барца, В. Ананд. На них должны равняться молодые.
В преодолении аморальных явлений важнейшая роль принадлежит шахматным организациям: ФИДЕ, национальным, региональным и местным федерациям. Эти организации должна обеспечить порядок. Если, к примеру, в положении сказано, что чемпион России получает персональное приглашение в состав олимпийской сборной страны, то это должно быть выполнено.
Большие трудности в деятельность шахматных организаций вносят амбициозные вторжения в нее отдельных шахматистов. Справедливо заметил президент Европейского шахматного союза Б. Кутин: «...шахматисты думают, что если достигли высокого рейтинга, то могут диктовать условия». О вреде, наносимом чемпионами, желающими «править бал» в угоду собственным интересам, говорила и Н. Гаприндашвили.
В потворстве Каспарову упрекали президента ФИДЕ К. Илюмжинова. Во всяком случае, если бы позиция ФИДЕ была более ясной и открытой, то вряд ли были бы сорваны матчи на мировое первенство в 2003 году.
Вывод ясен: диктат отдельного шахматиста неприемлем для позитивного развития организации. Закон должен быть один для всех и все, включая чемпионов, должны быть открыты для критики.
О некоторых из больших шахматистов говорят: «Успехи скрывают их недостатки». Подобное утаивание не должно иметь места. К тому же оно пользы не приносит. Возьмем, к примеру, биографию Эм. Ласкера.
В многочисленных жизнеописаниях второго чемпиона мира упоминаются вскользь или вообще отсутствуют факты его уклонения от матчей с М. Чигориным и Г.Н. Пиль- сбери, пропаганды германского национализма во время Первой мировой войны и др. Тем самым биографы идеализируют своего героя и вопреки объективности умалчивают о существенных свойствах его личности.
Этот же упрек можно адресовать многим биографическим материалам. Полагаем, что необходимо отказаться от подобного иконотворчества, ибо оно, во-первых, искажает историческую правду, а во-вторых, скрывает от любителей шахмат поучительные нравственные ситуации.
Драматург Л. Зорин писал: «...каждый великий шахматист — в то же время великая и своеобразная личность». Вряд ли это мнение может быть распространено на всех видных шахматистов. Они очень разные, непохожие друг на друга. И величие характера заметно далеко не у каждого. Поэтому совсем не каждый обладатель лавровых венков и высокого рейтинга может служить нравственным примером как для рядовых любителей игры, так и для профессиональных шахматистов.
На наш взгляд, борьба с распространением аморальных поступков в шахматах должна вестись на трех главных направлениях.
Первое — гласность. Проблемы спортивной этики и морали должны стать темами широкого обсуждения на всех уровнях (от ФИДЕ, национальных федераций и ведущих изданий до отдельных клубов и шахматных кружков).
Необходимо, чтобы, наконец, проявил активность и стал примером для национальных федераций пресловутый комитет ФИДЕ по этике, созданный в 80-е годы прошлого столетия.
Нельзя намеренно не замечать и обходить молчанием случаи нарушений спортивной этики и морали. За любое отступление в дальнейшем придется платить вдвойне.
Как уже говорилось выше, не может быть персон, свободных от критики. Не следует забывать, что чемпионы далеко не в меньшей степени ответственны перед общественностью, чем рядовые мастера.
И еще. Есть немало положительных примеров среди шахматистов. О них надо больше и смелее говорить, пропагандировать их спортивную корректность. Мы уже упоминали Х.Р. Капабланку, П. Кереса, С. Глигорича и М. Таля. Список нетрудно продолжить — А. Ильин-Женевский, И. Рабинович, В. Рагозин из Ленинграда, москвич С. Бе- лавенец, Н. Аратовский из Саратова, Ю. Шапошников и А. Ивашин из Куйбышева, В. Загоровский (Воронеж), А. Зайцев (Владивосток), А. Богатин (Ростов-на-Дону), Ю. Бразильский (Москва), Э. Эдмонсон (США) и мн. др
Второе направление борьбы — строгая персональная ответственность, причем со всех — от гроссмейстера до третьеразрядника.
Комитет ФИДЕ по этике мог бы завести «черный список», куда бы заносил для всеобщего обозрения информацию о случаях неэтичного поведения. Этому комитету полезно было бы предоставить право дисквалификации шахматистов (с последующим утверждением Генеральной ассамблеей).
Так, в 80-е годы прошлого столетия надо было принять решительные меры при обнаружении жульничества в связи с присвоением международных званий. Однако обман не вызвал никаких последствий.
Конечно, соответствующие дисциплинарные меры должны приниматься шахматными организациями на всех уровнях. А информация о них должна быть опубликована.
Третье направление — проведение мероприятий, поднимающих значение коллективного творчества в шахматах, а также эстетики игры.
В пропаганде шахмат как своеобразного искусства признания заслуживает деятельность гроссмейстера Эдуарда Гуфельда (1936—2002), который более 10 лет руководил соответствующей комиссией ФИДЕ.
Но, к сожалению, ни многочисленные шахматные организации, ни литераторы и спонсоры пока не проявили серьезного внимания к эстетике шахматной игры. Творческих призов мало. Недостает и публикаций.
Перспективно было бы создать стройную систему поощрения творческих показателей (как во всемирном масштабе, так и в национальных рамках).
Для противодействия развитию отрицательных проявлений индивидуализма полезно проведение командных соревнований, консультационных партий, творческих диспутов и других форм совместной деятельности.
Пожалуй, особенно важны командные соревнования. Нельзя сказать, что им не уделяют внимания. Регулярно проводятся Всемирные шахматные олимпиады, различные континентальные и национальные первенства, розыгрыши кубков, клубные состязания.
Однако число подобных соревнований можно увеличить, а также сделать более привлекательными условия участия: повысить призы, обеспечить наличие квалификационных норм и т. д. Надо активнее пропагандировать командные соревнования в средствах массовой информации. Полагаем, что и для зрителей в большинстве случаев командные турниры интереснее, чем тривиальные «оупены».
Для текущей клубной работы полезно вспомнить о позабытых ныне консультационных партиях, творческих диспутах, отчетах шахматистов об участии в турнирах и т. п.
©Крогиус
Комментариев нет:
Отправить комментарий