13.01.2012

Белявский о Каспарове.

О Каспарове мне трудно говорить беспристрастно. В 1993 году он пригласил меня секундантом на свой матч за звание чемпиона мира с Шортом. Польза, которую я ему оказал, была незначительна, так как и в лучшем состоянии я мало подхожу для тренерской работы, потому что серьезные шахматные идеи могу генерировать лишь в режиме высокой концентрации внимания.

А такой степени сосредоточения мне удается достигнуть лишь в турнирной партии. Но если учесть, что большую часть 1993 года я находился на спаде мыслительной активности (ситуация улучшилась лишь после этого матча), то не мог быть полезен Каспарову даже в умеренной степени. Наоборот, польза, которую получил я сам от общения с ним, да еще и подкрепленная значительным гонораром, создала во мне комплекс должника, так как не считаю себя неблагодарным или несправедливым.


Строго говоря, чисто шахматные помощники Каспарову в процессе подготовки к партиям не нужны, так как почти все дебютные идеи генерирует он сам, причем степень критической оценки этих идей у него весьма высока. Скорее ему нужен внимательный слушатель, способный понимать его замыслы, задавать резонные вопросы и при этом не скатывающийся к лести. Словом, главная функция такого слушателя-собеседника — поддерживать у Кас парова высокую степень творческой активности.

После матча с Шортом Каспаров решил оптимизировать свой бюджет подготовки к соревнованиям по статье «оплата тренеров». Это был безусловно умный шаг в свете вышесказанного. Одновременно он потерял вкус к благотворительной деятельности, каковой в большой степени являлись его усилия по сбору денежных средств для профессиональной лиги, так как существенная часть из них перепадала Крамнику, Ананду, Иванчуку и некоторым другим гроссмейстерам, каждый из которых предпочитал тратить свое время на занятия шахматами, оставляя функцию сборщика средств на высокие призы чемпиону мира. Впрочем, страсть к общественной деятельности у Гарри слишком глубока, и я думаю, что, когда он сочтет, что большего в шахматах достигнуть не сможет, мы увидим его в высших эшелонах исполнительной власти России.

Шахматный талант Каспа-рова затмевает всех предшествовавших ему чемпионов. Его мыслительная выносливость позволяет не снижать качества игры на протяжении семи часов борьбы, что делает практическую силу Каспа-рова огромной, хотя Карпов в лучшие свои годы мог быть с ним вполне соизмерим. Однако по умению работать в межтурнирный период он существенно превосходит Карпова, да и остальных известных мне шахматистов. Карпов превосходит Каспарова лишь в одном смысле: он игрок по своей сущности. В большинстве умственных игр ему требуется меньше времени на постижение алгоритма игры, будь то карты, нарды или игра типа «Монополия». Как-то в 1990 году в Амстердаме один из финансистов отметил, что из Карпова вышел бы первоклассный банкир. Кто знает. Может быть, еще и выйдет. Из Крамника же банкир не выйдет, но как приемник Каспарова на шахматном троне он уже состоялся. Надо сказать, что Каспаров обратил внимание на удивительно тонкое понимание сути позиции еще у 16-летнего Владимира и предсказал, что тот будет вскоре бороться за высший шахматный титул. Так и случилось.

©Белявский

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...